Меню

Ангелы небесных святых сил бесплотных. Молитва ангелам силы

Электромонтаж

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиги, / непрестанно молим вас мы, недостойные, / чтобы вы оградили нас вашими молитвами / под кровом крыл невещественной вашей славы / сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: / «От бед избавьте нас, / как начальники Вышних Сил!»

КАНОН, ТВОРЕНИЕ ИОАННА МОНАХА. ЕГО АКРОСТИХ: ДА ТОРЖЕСТВУЕМ, БОГОМУДРЫЕ, ПОХВАЛУ СОБОРУ БЕЗПЛОТНЫХ. ГЛАС 8

Ирмос: Песнь вознесем, люди, / чудному Богу нашему, / Израиль освободившему от рабства, / песнь победную воспевая и взывая: / «Воспоем Тебе, единому Владыке!»

Воспоем все верные, / Троицу несотворенную, / упра́вившую все невещественные / вышних хо́ров нача́льства, / взывающие «Свят, Свят, Свят Ты, / Боже Вседержитель!»

Положил Ты, Ангелов Творец, творениям началом / естество бесплотное, окружающее пречистый Твой престол, / чтобы восклицать Тебе: / «Свят, Свят, Свят Ты, / Боже Вседержитель!»

Слава: Радуйся Гавриил, / вводящий нас в таинство Божия воплощения, / и Михаил, полков невещественных первостоятель, / непрестанно восклицающие: / «Свят, Свят, Свят Ты, Боже Вседержитель!»

И ныне: Трепещу пред таинством / нисхождения Твоего, Христе: / ибо Ты, Бог, по естеству, / благоволи́л от Девы родиться, как Человек, / чтобы мiр спасти от рабства противнику.*

Ирмос: Страх Твой, Господи, / насади в сердцах рабов Твоих, / и будь нам утверждением, / во истине Тебя призывающим.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Мощью Своею поставил Ты, Бессмертный, / Сильных, исполняющих всесвятую волю Твою, / Тебе в вышних всегда предстоящих.

Служителей таинств Твоего вочеловечения / и священного воскресения, / Ангельских начальников, Христе, / прими за нас молящихся.

Слава: Ангелов приставил Ты к людям хранителями, / как милосердный, / и показал, Христе, служителями / спасающими Твоих соратников.

И ныне: Неизреченно зачала Ты Господа / и Спасителя, Божия Невеста, / избавляющего от лютых бед, / нас, Тебя во истине призывающих.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 8. Подобен: Повеленное:

О Сил небесных предводители и первыми стоящие / у высокого и страшного престола Божественной славы, / Михаил и Гавриил Архистратиги, / Ангельских полко́в начальники, со всеми бесплотными служа́щие Владыке! / О мiре непрестанно молясь, / испросите отпущение согрешений наших, / и да обретем мы благодать и милость в день суда.

Слава, и ныне, Богородичен: Богом облагодатствованная, Чистая, благословенная! / По благосердию и состраданию от Тебя Рожденного, / с Вышними Силами, и Архангелами, и всеми Бесплотными моли непрестанно, / да сжалится Он и подаст прежде конца прощение грехов, / и жизни исправление, / дабы обрести нам милость.

Ирмос: Воссел Ты на коней / – на апостолов Твоих, Господи, / и взял в руки Свои их узды́, / и спасением стала езда Твоя / для поющих с верою: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Воссел Ты на Ангелов, / как на коне́й, Человеколюбец, / и взял в руки Свои их узды́, / и спасением стала езда Твоя / для непрестанно взывающих: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Покрывает Ангелов / доблесть Твоя, Человеколюбец, / и исполнились концы земли / Тебе, Безначальный, славной, божественною хвалою / всех, с ними Тебе взывающих: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Слава: Вышел Ты, сострадательный, / для спасение народа Твоего, Христе, / и созываешь друзей – Силы Твои, / и веселием стало пришествие Твое / с верою Тебе взывающим: / «Слава силе Твоей, Господи!»

И ныне: Девою и Матерью / сверхъестественно явилась Ты Всечистая, / как Бога и Его же Человека – Христа родившая. / Ему со страхом восклицают Ангельские полки́: / «Слава силе Твоей, Господи!»

Ирмос: От ночи неведения / на пленяющий душу путь всегда сбивающегося, / светом познания Твоего, Господи, меня ведя, / ко стезе заповедей Твоих направь.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Неотступным влечением всегда к высотам уносясь, / – к Тебе, Христе, превосходнейшему из всех желаний, / Ангельские Силы непрестанно славят Тебя.

Ты разумными по естеству, / нетленными по благодати Твоей, Христе, / со́здал песнопевцев Твоего величия – Ангелов Твоих, / по образу Своему их сотворив, Непостижимый.

Слава: Ты непреклонными к худшему / благодаря близости, к Тебе Христе, / сохранил Твоих служителей: / ибо Ты, источник благости, / благодетельствуешь по достоинству Тебе служа́щим.

И ныне: Мою душу, умерщвленную мерзкими страстями, / оживи Всенепорочная, / жизни Хранителя родившая, / и к направь вечному пути, / и блаженной жизни.*

Ирмос: Иону внутри кита, Господи, / Ты одного-единственного поселил; / меня же связанного сетями вражьими, / как его от гибели спаси.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Подобающим Богу образом / Ты, Господи, Словом Твоим привел из небытия / естество небесных бессмертных Воинств, / световидными их соделав.

Посвященными в таинство / священной Божией хвалы / вы сделались, Бесплотные, / граждане Небесной и поистине Божественной скинии, / Творцу достойно служащие.

Слава: Бесплотных полки́ разумные / Тебя, Сын Божий пребезначальный, / хвалят непрестанно, и славословят, / как Творца и Создателя всего.

И ныне: Со Отцом вместе на высотах / безначально Восседающего / Ты, Пречистая, удостоилась в Свои объятия; принять / Его к нам, рабам Твоим, Чистая, / милостивым соделай.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 2

Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, / Ангелов начальники и людей наставники, / полезное нам испросите и великую милость, / как бесплотных Архистратиги.

Икос: Сказал Ты Человеколюбец, в Писаниях Твоих, Бессмертный, / что множество Ангелов радуется на небесах / об одном человеке кающемся. / Потому мы, в беззакониях погрязшие, / Тебя, Сердцеведец, один безгрешный, / молить всегда дерзаем, как милосердного, / пожалеть и ниспослать недостойным сокрушение, / подавая нам прощение, Владыка, / ибо обо всех нас молятся Тебе / Бесплотных Архистратиги.

Ирмос: Отроки Еврейские в печи / попрали пламя дерзновенно, / и огонь превратили в росу, взывая: / «Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!»

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Све́тами явил Ты, Милосердный, / Ангелов Твоих невещественное естество, / неизреченным Светом исполняемыми непрестанно и взывающими: / «Благословен Ты, Боже, вовеки!»

Служа́щие мириады Ангелов / непрестанно предстоят Тому, / на вид Чьего Лица взирать не вынося, взывают: / «Благословен Ты, Господи!»

Слава: Словом Твоим Ипоста́сным, Боже, / со́здал Ты Ангелов множество; / Духом же Божественным их освятив, / богословствовать о Троице научил навеки.

И ныне, Троичен: О трех Ипостасях размышляя, / беспредельное славим Естество: / Отца, и Сына, и Духа, взывая: / «Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!»

Ирмос: На горе святой Прославившегося / и огнем в кусте терновом Моисею / Приснодевы таинство явившего – / Господа пойте и превозносите во все века.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Ангельскому поревнуем житию, / и окрылим мысли к высоте, / и с ними невещественно будем петь, / Господа воспевая и превознося во все века.

Участники небесного хоровода, / престол славы обступающие, / и вокруг Бога всегда вращающееся, / Ангелы Его поют / и превозносят во все века.

Слава: Делающей пламенем невещественного огня / непрестанно на высоте служа́щих, / и Ангелов ду́хами являющей / Троице поклоняемся и славословим во все века.

И ныне: Кому на Небесном своде предстоят / с трепетом мириады Ангелов и Архангелов, / Того в объятиях Своих носить / сподобилась Ты, Богородица; / хода́тайствуй о спасении / славословящих Его вовеки.

Ирмос: Ты перешла пределы естества, / зачав Создателя и Господа, / и стала мiру дверью спасения. / Потому мы Тебя, Богородица, / непрестанно величаем.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Тебя, Христе, неизреченно / соединившего с Небесными земных, / и создавшего единую Церковь Ангелов и человеков, / мы непрестанно величаем.

Ангелы и Архангелы, / Престолы, Власти и Господства, / Начальства с Силами, Херувимы и Серафимы, / с Богородицей о мiре молите.

Слава: Покровителями всех являющиеся / Михаил с Гавриилом! / Посетите чтущих по любви / всепраздничную память вашу, / и с верою воспевающих: / «Спасайте нас от всякой превратности!»

И ныне: Радуйся, святая Божия Невеста; / радуйся, Свет мiру родившая верным; / радуйся, стена и покров всех нас: / Бога, как благодетеля, непрестанно за нас моли.*

Светилен. Подобен: Духом во святилищи:

Предводительство среди Огненных Служителей, / при́нял ты Михаил Архистратиг, от Отца све́тов: / потому и обладаешь Его славы блистающим сиянием, / предстоя вокруг пречистого престола / ты, как первый из невещественных полков.

Слава: Властей, Сил, Архангелов и Ангелов, / Господств, Престолов и Начальств / предводителем ты поставлен Богом, / Архистратиг божественный, преславный Михаил: / и вот, неприступному престолу предстоя, / покрывай, оберегай, храни, спасай / всех, с верою почитающих тебя, / покровителя мiра.

И ныне, Богородичен: Честью выше Ты Херувимов славных, / и несравненно славне́е Серафимов страшных, Всехвальная, / и всех святых Ангелов святее, Всечистая: / ибо Создателя всего по плоти / Ты родила́ неизреченно, Богородица. / Испроси у Него рабам Твоим / дарова́ть избавление от согрешений.

Молитва всем чинам Ангельским

Все святые Небесные бесплотные Силы, удостойте меня силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои. Святые бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь сердце, пламенеющее к Богу. Святые бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость к славе Божией. Святые бесплотные Престолы, удостойте меня отличать истину от неправды. Святые бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил во мне плоть. Святые бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. Святые бесплотные Власти, удостойте меня иметь власть для победы над злом. Святые бесплотные Начальства, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности се́рдца и дел рук моих. Святые бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа. Святые бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться заповедями Божиими во все дни жизни моей. Аминь

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам

Боже святой и во святых почивающий, трисвятым гласом на небесах Ангелами воспеваемый, на земле людьми во святых Своих восхваляемый; давший Святым Твоим Духом каждому благодать по мере дарования Христова, и ею поставивший в Церкви Твоей святой одних – Апостолами, других – пророками, иных же – благовестниками, иных – па́стырями и учи́телями. Словом же их проповеди, достигли совершенства многие святые в каждом, роде и роде различными добродетелями угодившие Тебе Самому, совершающему всё во всех. И, нам образ добрых подвигов своих оставив и к Тебе в радости перейдя, они готовы и нам в напастях помогать, ибо в том сами испытаны были. Всех этих святых воспоминая, и восхваляя богоугодное их житие, Тебя Самого, в них действовавшего, восхваляю, и, веруя, что их добрые дела – это Твои дары, прилежно молю Тебя, Святой из святых: дай мне грешному следовать их учению, а главное – Твоею вседейственною благодатию удостоиться с ними небесной славы, восхваляя пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа вовеки. Аминь.

Чтение молитвословий, обращенных к святым и Бесплотным небесным ангелам несут в себе огромную божественную силу, и способны помочь в любой беде.

Каждый верующий сам решает, когда ему приступить к чтению молитв всем святым . Важно помнить, что такие молебны нельзя совершать каждый день. Слова молитвы, обращенные к небесным Бесплотным силам, как и все другие, должны исходить из самого сердца в те моменты, когда мы особенно нуждаемся в поддержке или в специально отведенные для этого дни. Ежегодно 10 июня православной церковью отмечается день всех святых. В эту знаменательную дату каждый человек должен вознести слова молитвы ко всем святым и небесным ангелам, чтобы получить поддержку в трудную минуту, исцелиться и сделать свою жизнь лучше.

Для чего молятся небесным силам

В жизни никогда не может быть все гладко. Каждый христианин сталкивается с трудностями, и бывают моменты, когда нам особенно нужна помощь высших сил. Это могут быть проблемы в семье, на работе, долги, кредиты . Многие православные верующие молятся всем святым и силам Бесплотным о здоровье и исцелении.

Когда приходит осознание, что все неудачи и беды людям возданы свыше, как расплата за греховные деяния, христиане начинают ходить в церковь, обращаются к священнослужителям, усердно молятся, а кто-то даже жертвует на благотворительность. Но, когда черная полоса заканчивается, люди, как правило, снова начинают жить на широкую ногу, совершая все те же ошибки и грехи, позабыв о благодарности Господу.

Никогда нельзя возносить слова молитвы без искренности и любви к высшим силам. Вы должны не только верить, что вам помогут, но и стараться не совершать больше греховных поступков, и обязательно благодарить небесные силы и святых за помощь. Научитесь обращаться к ним не только в тяжкие времена, но и тогда, когда вы счастливы. Тот, кто искренне возносит слова молитвы, всегда будет услышан и ангелы придут на помощь в любую минуту.

Молитвы святым и ангелам о помощи

Конечно, в жизни даже самого верующего и праведного человека случаются плохие дни, когда никто, кроме высших сил помочь не может. Тогда люди возносят молитвословия ко всем святым и силам Бесплотным о помощи и поддержке, которая обязательно поможет пережить это тяжкое время:

«О, великие Святые и ангелы небесные! Я к Вам молитву свою обращаю. Да не оставьте меня без помощи Вашей божественной. Защитите от зла, оградите об бед и несчастий. Отведите от жизни моей горе и неудачи. Да буду предан я Вам до конца жизни моей земной. Да верю в силу вашу безмерную. Благословите меня и простите за все мои грехи. Да благодарю я Вас за мир во всем мире и спокойствие на душе моей. Да будет на все воля Отца нашего. Аминь. Аминь. Аминь».

Молитвы Бесплотным силам небесным о здравии

Истинно верующим людям на помощь в трудную минуту всегда придет Архангел. Не забывайте обращаться к божественным силам не только в тяжкое время, но и в радостные дни, когда на душе тепло. Будьте благодарны за всю помощь ангелов , и вы никогда не останетесь без поддержки Бесплотных сил небесных.

«О, святейший Архангел! Удостойте меня вниманием Вашим драгоценным и силою небесной. Сокруши все зло во мне, исцели душу мою грешную, забери всю боль телесную. Помоги мне справиться с недугами, что пожирают плоть мою, и изгони всех демонов, что поселились в душе моей грешной. Прости меня за грехи мои и подари божественное благословение. Не дай пасть духом, укрепи веру мою праведную. Да восславлю я Тебя, о великий Архангел! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Краткие молитвы Небесным Бесплотным силам

  1. О, силы небесные Серафимы, укажите мне достойный путь к сердцу Господа.
  2. Святейшие силы Бесплотные Престоли, наградите меня мудростью, подобной Господу.
  3. Силы небесные, ангелы святые Херувимы, оградите меня от истины ложной, и покажите, где скрыта правда.
  4. Святые ангелы Господства, удостойте меня быть выше зла и горести, и помогите обрести счастье.
  5. О, небесные силы Бесплотные Власти, наградите меня мужеством и храбростью Божией.

Не важно, какую молитву вы будете возносить к силам небесным и ко всем святым, самое главное — нести слова от всего сердца и из самой глубины души. Любите Господа, благодарите небесные силы за все, что в вашей жизни есть хорошего, и никогда не забывайте доброты ангелов и архангелов. Мы желаем вам счастья, долгих лет жизни и крепкого здоровья . Успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
1. Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
2. Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
3. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
4. Святые Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
5. Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
6. Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
7. Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
8. Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
9. Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.

Молитва Святому Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бого,ум мой утверди во истином пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем получу от Христа Бога велию милость.

Молитвы Святым Архангелам

1. Святый Архангеле Михаиле, победи всякого врага и супостата.
2. Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих Тайн, моли Бога о мне, грешнем, и укрепи от лености и разслабления.
3. Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.
4. Святый Архангеле Урииле, сиянием огня Божия просвяти мя потемненного.
5. Святый Архангеле Селафииле, моли Бога о мне и мене к молитве возведи.
6. Святый Архангеле Иегудииле, утверди мя грешного труждатися и ходатайствуй мне воздаяния.
7. Святый Архангеле Варахииле, Благословения Божия подателю, исходатайствуй мне Божиих благодеяний.
8. Святый Архангеле Иеремииле, из-за скудости добрых дел, положи на весы правосудия слезы моего покаяния.

Тропарь Небесным Чинам Бесплотным

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещственныя вашея славы; сохраняюще нас припадающих прилежно вопиющих: от всяких нас бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак Небесным Чинам Бесплотным

Архистратизи Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Бесплотных Архистратизи.

Величание Небесным Чинам Бесплотным

Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.

Молитва Архистратигу Божию Михаилу

О, Господи Боже Великий, Царю безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от враг моих видимых и невидимых!
О, Господень Архангеле Михаиле, излей миро благостыни на раба своего (имя).
О, Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю, запрети всем врагам, борящимся со мной, сотвори их яко овцы, и сокруши их яко прах пред лицем ветра.
О, Господень Великий Михаиле Архангеле, шестокрылатый первый Княже и Воеводо Небесных Сил, Херувимов и Серафимов, буди мне помощь во всем: в обидах, скорбях, печалях, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави мя от всякой прелести дьявольская, егда услышиши мя, грешного раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящаяся мне, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых Апостол, и Святого Николая Чудотворца, святого Андрея Юродивого и святого пророка Илии, и святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец и святых Святителей и Мученик и всех Святых Небесных Сил. Аминь.

Молитвы Архангелам на каждый день

В понедельник
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего мя. О, великий Архистратиже Божий Михаиле – победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, святые шестикрылатые Серафимы, вознесите благомощную молитву вашу ко Господу, да умягчит Господь грешные ожесточенные сердца наши, да научимся вверять Ему, Богу нашему, всех: и злых, и добрых, научите нас прощать обидчиков наших, дабы и Господь простил нас.
Во вторник
Святый Архангеле Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостью преогорченное. О, великий Архангеле Божий Гаврииле, ты еси благовестил Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия. Возвести и мне, грешному, день страшной смерти Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои. О, великий Архангеле Гаврииле! Сохрани меня от всех бед и от тяжкой болезни, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, многоочитые Херувимы, воззрите на безумие мое, исправьте ум, обновите смысл души моей, да снизойдет на меня, недостойного, премудрость небесная, дабы не согрешать словом, дабы обуздать язык свой, чтобы каждое деяние было направлено к славе Небесного Отца.
В среду
О, великий Архангеле Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целить недуги, исцели неисцельные язвы моего сердца и многие болезни моего тела. О, великий Архангеле Божий Рафаиле, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои, душевные и телесные, и проведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную мою душу, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек, и ныне и до века. Аминь
О, святые богоносные Престолы, научите нас кротости и смирению Христа, Владыки нашего, даруйте нам истинное познание своей немощи, своего ничтожества, даруйте нам победу в борьбе с гордостью и тщеславием. Даруйте нам простоту, око чистое и смиренное сознание.
В четверг
Святый Архангеле Божий Урииле, Светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари. О, великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами, просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов, видимых и невидимых, ныне и присно и во веки веков. Аминь
О, святые Господства, всегда пребывающие пред Небесным Отцом, умолите Иисуса Христа, Спаса нашего, да запечатлеет царственную свою в немощи силу и дарует нам благодать, да очистимся этой благодатью, да возрастем этой благодатью, да исполнимся верой, надеждой и любовью.
В пятницу
Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О, великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его Благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми во веки. Аминь.
О, святые Небесные Силы, помолитесь Господу нашему да низведет в душу нашу сознание немощи, слабости и ограниченности, да всегда будет место в нас Божественному действованию, в час кончины дайте нам благодать, от Бога данную, да стяжаем милость от Господа Сил, Ему же подобает хвала и поклонение.
В субботу
Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня. О, великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией, ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, святые Небесные Власти, молите за нас Небесного Отца, даруйте мудрость и рассуждение, дабы различать, дабы Иисусовой молитвой сокрушать все помыслы дьявольские вашим предстательством, да стяжаем ум чистый, ясный, молитвенный, сердце благостное, волю, ко Господу обращенную.
В воскресенье
Святый Архангеле Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь.
О, святые Небесные Начала, умолите Господа нашего Иисуса Христа, чтобы сподобил нас положить начало благое!

Молитвы Ангелу-Хранителю

Каждому христианину Бог дарует Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после смерти. Ангелы радуются о нашем покаянии и преуспевании в добродетели, стараются наполнить нас духовными созерцаниями и содействовать нам во всяком добре.
Молитва 1. Основная. Читается утром.
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Молитва 2. Для процветания дел.
Осеняя чело святым крестным знамением, я – раб Божий, воздаю хвалу Господу и молю святого ангела Его о помощи. Пособи, святый, в делах моих. Ибо безгрешен я перед Богом и людьми, а поелику согреших, то не по доброй воле, но по недомыслию и происку лукавого. Помолись тогда за меня перед Богом и помоги мне дело свое укрепить. Поставлен я был Господом начальствующим над многими и большие деньги мне от Него во благо людям были дадены, стало быть, воля Господа на то, чтобы я, грешный, искупляя грехи свои, трудился на благо людей, Отечества и Церкви, и во славу Господа. Помоги мне, слабому и немощному, исполнить волю Господа и укрепи дела мои, дабы не обманул я ничьих надежд своим разорением. Аминь.
Молитва 3.
Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имя рек) , буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва 4.
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешнии день: и от всякаго лукавствия противного ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя грешного и недостойного раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Молитва 5.
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.
Молитва 6.
О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сердцем сокрушенным и душею болезненною предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имя рек) , с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни беззаконий моих и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока преити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии, и да не порадуется враг о погибели моей.
Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изымет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя Премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя, да накажет мя зде по неизреченней милости Своей, но да не обличит и не истяжет мя онамо по нелицеприятному правосудию Своему; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю.
В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да, храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Канон Бесплотным Силам

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы, недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних сил.


Его акростих:
Да торжествуем, богомудрые,
похвалу Собору Безплотных.
Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Песнь возслем, людие, / чудному Богу нашему, / свободившему Израиля от работы, / песнь победную поюще и вопиюще: / поим Тебе, Единому Владыце.

Припев:

Вси воспоим, вернии, / вся управляющую невещественныя Горних ликов чиноначалия, Троицу несозданную: / Свят, Свят, Свят еси, вопиюще, Боже Вседержителю.
Положил еси тварей Начало, существо Безплотное, Творче Ангелов, / пречистый Твой Престол окружающее, звати Тебе: / Свят, Свят, Свят еси, Боже Вседержителю.
Слава: Радуйся, Гаврииле, тайновидче Божия воплощения, / Михаиле же, чинов невещественных первостоятелю, непрестанно зовуще: / Свят, Свят, Свят еси, Боже Вседержителю.
И ныне: Трепещу таинства, Христе, Твоего снизхождения, / яко Иже естеством Бог, приял еси от Девы родитися яко Человек, / да спасеши мир от работы противнаго.

Песнь 3

Ирмос: Страх Твой, Господи, / всади в сердца раб Твоих / и буди нам утверждение, / Тя во истине призывающих.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Крепостию поставил еси, Безсмертне, сильныя, / совершающия всесвятую Твою волю, / Тебе в вышних всегда предстоящия.
Таинники Твоего вочеловечения и честнаго востания, / Ангельския чиноначальники, Христе, за ны приими молящияся.

Слава: Ангелы приставил еси хранители человеком, яко Благоутробен, / служители же показал еси, Христе, спасения Твоих угодников.
И ныне: Неизреченно зачала еси Господа и Спаса Богоневесто, / избавляющаго ны от лютых, Тя воистинне призывающия.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 8.
Подобен: Повеленное:
Небесных начальницы и первостоятелие высокопрестольных и страшных / Божественныя славы Михаиле и Гаврииле Архистратизи, / Ангелов чиноначальницы, со всеми Безплотными, / о служителие Владычни! / О мире непрестанно молящеся, / испросите оставление прегрешеных нами, / и милость, и благодать обрести в день судный.
Слава, и ныне, Богородичен: Богоблагодатная, Чистая, Благословенная, / благоутробия ради щедрот из Тебе Рождшагося / с вышними Силами, и Архангелы, и всеми Безплотными моли непрестанно / подати нам прежде конца милостивно прощение грехов / и жития исправление, яко да обрящем милость.

Песнь 4

Ирмос: Всел еси на кони, апостолы Твоя, Господи, / и приял еси рукама Твоима узды их, / и спасение бысть еждение Твое / верно поющим: / слава силе Твоей, Господи.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Всел еси на Ангелы, якоже на кони, Человеколюбче, / и приял еси рукою Твоею брозды их, / и спасение бысть еждение Твое непрестанно вопиющим: / слава силе Твоей, Господи.
Покрывает Ангелы добродетель Твоя, Человеколюбче, / и земли исполняет концы Твоего славнаго, Безначальне, Божественнаго хваления, / с ними Тебе вопиющия: / слава силе Твоей, Господи.
Слава: Изшел еси, Щедре, на спасение людей Твоих, Христе, / созываеши же други, Силы Твоя, / и веселие бысть пришествие Твое верно Тебе вопиющим: / слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Дева и Мати преестественно явилася еси, Всечистая, / яко Бога, Тогожде и Человека Христа, рождшая. / Емуже со страхом вопиют Ангельския чини: / слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: От нощи неведения / по душеловительному пути присно блудящаго, / светом разума Твоего, Господи, преднаставляя мя, / на стезю заповедей Твоих направи.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Невозвратным желанием присно к высоте, / к Тебе, Христе, носими, крайнейшему всех желаний, / Ангельския силы непрестанно Тя славят.
Ты умныя по существу, нетленныя благодатию Твоею, Христе, / устроил еси песнопевцы Твоего величества, / Ангелы Твоя, по образу соделав, Непостижиме.
Слава: Ты непреклонны на горшее к Тебе приближением, Христе, / сохранил еси Твоя слуги, / источник бо благости Ты еси, / благотвориши достойно Тебе служащия.

И ныне: Умерщвленную мою душу страстьми мерзкими, Всенепорочная оживи, / жизни Хранителя рождшая, / и к стези вечней, и блаженней жизни управи.

Песнь 6

Ирмос: Иону в ките, Господи, / единаго вселил еси, / мене же, связаннаго мрежами вражиими, / яко от тли онаго спаси.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Боголепне от не сущих, Господи, / словом Твоим привел еси существа Небесных безсмертных воинств, / световидны тыя соделовая.
Таинницы честнии Божия хваления бысте Безплотнии, / граждане Небесныя и Божественныя истинно скинии, / Творцу достойно служаще.
Слава: Безплотных чини умнии / Тя, Сыне Божий пребезначальный, хвалят непрестанно / и славословят, яко Творца и Создателя всяческих.
И ныне: Со Отцем в вышних, Пречистая, безначальне седящаго, / на объятиих Твоих восклонити сподобилася еси: / Егоже нам подаждь, Чистая, рабом Твоим, Милостива.

Господи, помилуй (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 2
Архистратизи Божии, / служителие Божественныя славы, / Ангелов начальницы и человеков наставницы, / полезное нам просите и велию милость, / яко Безплотных Архистратизи.
Икос: Рекл еси, Человеколюбче, в писаниих Твоих / множеству радоватися Ангелов на Небеси / о человеце едином кающемся, Безсмертне. / Темже мы, иже в беззакониих, Безгрешне, / едине Сердцеведче, / Тя молити всегда дерзаем, яко Благоутробнаго, / ущедрити и низпослати недостойным умиление, Владыко, / подаяй нам прощение: / о всех бо нас молятся Тебе Безплотных Архистратизи.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи / попраша пламень дерзновенно / и на росу огнь преложиша, вопиюще: / благословен еси, Господи Боже, во веки.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Светы явил еси, Щедре, Ангелов Твоих невещественное существо, / неизреченнаго света исполняеми непрестанно, / благословен еси, зовущия, Боже во веки.
Емуже предстоят непрестанно, служаще тьмы Ангелов, / лица же зрети не терпят зрения, / благословен еси, зовуще, Господи Боже, во веки.

Слава: Словом Твоим Ипостасным Ангельское естество соделал еси, / освятив же Божественным Духом, / Троицу Богословити научил еси, Боже, во веки.
И ныне, Троичен: Три убо, умствующе Ипостаси, неописанное славим Существо, / Отца, Слова со Духом, вопиюще: / благословен еси, Господи Боже, во веки.

Песнь 8

Ирмос: На горе святей прославльшася, / и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, / Господа пойте / и превозносите во вся веки.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Ангельскому поревнуим житию, и мысли вперим к высоте, / и с ними невещественно воспоим Господа, / поюще и превозносяще во вся веки.
Ликовственницы ликования Небеснии, / Престол обстояще славы, / окрест Бога же всегда обращающеся, / Ангели поют и превозносят Его во вся веки.
Слава: Невещественнаго огня творящей пламень, / на высоте непрестанно служащия, и Ангелы духи являющей, / Троице покланяемся и славословим во вся веки.
И ныне: Емуже на Небеси предстоят с трепетом тьмы Ангел и Архангел, / Того на объятиих носити сподобилася еси, Богородице, / моли спастися славословящим Его во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Уставы прешла еси естества, / Содетеля заченши и Господа, / и дверь спасения мирови была еси. / Тем Тя, Богородице, / непрестанно величаем.

Припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Тя, неизреченно соединившаго Небесным, Христе, земная / и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, / непрестанно величаем.
Ангели же и Архангели, / Престоли, Власти и Господьства, / Начала же и Силы, Херувими и Серафими, / с Богородицею о мире молитеся.
Слава: Всех предстателие показующиися, Михаил с Гавриилом, / посетите от любве чтущия всепразднственную память вашу и верно воспевающия: / спасайте от всякаго обстояния.
И ныне: Радуйся, святая Богоневесто! / Радуйся, Свет миру рождшая верным! / Радуйся, стено и покрове всех нас: / Бога, яко Благодетеля за ны непрестанно моли.

Светилен.

Подобен: Духом во святилищи:
Огненных, Архистратиже, слуг предстательство от Отца приял еси Михаиле, светов, / тем и сияние Того славы сияющее имаши, / округ пречистаго Престола ты предстоя, / яко первый Невещественных чинов.
Слава, подобен: Со ученики: Невещественных Сил, Архангел и Ангел, / Господьств, и Престол, и Начал предстатель пред Богом постоянный, / Архистратиже Божественне, Михаиле преславне, / нестерпимому бо Престолу предстояй, / покрый, соблюди, сохрани и спаси вся, верою тя почитающия, / мирскаго предстателя.
И ныне, Богородичен: Честнейшая еси Херувим славных и Серафим, Всепетая, / страшных без сравнения славнейшая / и всех святых Ангел святейшая, Пречистая: / Зиждителя бо всех плотски неизреченно родила еси, Богородице. / Егоже моли рабом Твоим разрешение даровати прегрешений.

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои. Святии бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу. Святии бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией. Святии бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.

Святии бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть. Святии бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. Святии бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом. Святии бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

Святии бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего нашего Иисуса Христа. Святии бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться заповедями Божиими во все дни жизни моей.

Боже Святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на Небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый; давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго в них действовавшаго восхваляю и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми, грешному, последовати их учению, житию, любве, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Канон Бесплотным Силам

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиги, / непрестанно молим вас мы, недостойные, / чтобы вы оградили нас вашими молитвами / под кровом крыл невещественной вашей славы / сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: / "От бед избавьте нас, / как начальники Вышних Сил!"

Канон, творение Иоанна монаха.
Его акростих:
Да торжествуем, богомудрые,
похвалу Собору Безплотных.
Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Песнь вознесем, люди, / чудному Богу нашему, / Израиль освободившему от рабства, / песнь победную воспевая и взывая: / "Воспоем Тебе, единому Владыке!"

Припев:

Воспоем все верные, / Троицу несотворенную, / управившую все невещественные / вышних хоров начальства, / взывающие "Свят, Свят, Свят Ты, / Боже Вседержитель!"
Положил Ты, Ангелов Творец, творениям началом / естество бесплотное, окружающее пречистый Твой престол, / чтобы восклицать Тебе: / "Свят, Свят, Свят Ты, / Боже Вседержитель!"
Слава: Радуйся Гавриил, / вводящий нас в таинство Божия воплощения, / и Михаил, полков невещественных первостоятель, / непрестанно восклицающие: / "Свят, Свят, Свят Ты, Боже Вседержитель!"
И ныне: Трепещу пред таинством / нисхождения Твоего, Христе: / ибо Ты, Бог, по естеству, / благоволил от Девы родиться, как Человек, / чтобы мiр спасти от рабства противнику.

Песнь 3

Ирмос: Страх Твой, Господи, / насади в сердцах рабов Твоих, / и будь нам утверждением, / во истине Тебя призывающим.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Мощью Своею поставил Ты, Бессмертный, / Сильных, исполняющих всесвятую волю Твою, / Тебе в вышних всегда предстоящих. Служителей таинств Твоего вочеловечения / и священного воскресения, / Ангельских начальников, Христе, / прими за нас молящихся.
Слава: Ангелов приставил Ты к людям хранителями, / как милосердный, / и показал, Христе, служителями / спасающими Твоих соратников.
И ныне: Неизреченно зачала Ты Господа / и Спасителя, Божия Невеста, / избавляющего от лютых бед, / нас, Тебя во истине призывающих.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 8.
Подобен: Повеленное:
О Сил небесных предводители и первыми стоящие / у высокого и страшного престола Божественной славы, / Михаил и Гавриил Архистратиги, / Ангельских полков начальники, со всеми бесплотными служащие Владыке! / О мiре непрестанно молясь, / испросите отпущение согрешений наших, / и да обретем мы благодать и милость в день суда.
Слава, и ныне, Богородичен: Богом облагодатствованная, Чистая, благословенная! / По благосердию и состраданию от Тебя Рожденного, / с Вышними Силами, и Архангелами, и всеми Бесплотными моли непрестанно, / да сжалится Он и подаст прежде конца прощение грехов, / и жизни исправление, / дабы обрести нам милость.

Песнь 4

Ирмос: Воссел Ты на коней / - на апостолов Твоих, Господи, / и взял в руки Свои их узды, / и спасением стала езда Твоя / для поющих с верою: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Воссел Ты на Ангелов, / как на коней, Человеколюбец, / и взял в руки Свои их узды, / и спасением стала езда Твоя / для непрестанно взывающих: / "Слава силе Твоей, Господи!"
Покрывает Ангелов / доблесть Твоя, Человеколюбец, / и исполнились концы земли / Тебе, Безначальный, славной, божественною хвалою / всех, с ними Тебе взывающих: / "Слава силе Твоей, Господи!"
Слава: Вышел Ты, сострадательный, / для спасение народа Твоего, Христе, / и созываешь друзей - Силы Твои, / и веселием стало пришествие Твое / с верою Тебе взывающим: / "Слава силе Твоей, Господи!"

И ныне:
Девою и Матерью / сверхъестественно явилась Ты Всечистая, / как Бога и Его же Человека - Христа родившая. / Ему со страхом восклицают Ангельские полки: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Песнь 5

Ирмос: От ночи неведения / на пленяющий душу путь всегда сбивающегося, / светом познания Твоего, Господи, меня ведя, / ко стезе заповедей Твоих направь.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Неотступным влечением всегда к высотам уносясь, / - к Тебе, Христе, превосходнейшему из всех желаний, / Ангельские Силы непрестанно славят Тебя.
Ты разумными по естеству, / нетленными по благодати Твоей, Христе, / создал песнопевцев Твоего величия - Ангелов Твоих, / по образу Своему их сотворив, Непостижимый.
Слава: Ты непреклонными к худшему / благодаря близости, к Тебе Христе, / сохранил Твоих служителей: / ибо Ты, источник благости, / благодетельствуешь по достоинству Тебе служащим.
И ныне: Мою душу, умерщвленную мерзкими страстями, / оживи Всенепорочная, / жизни Хранителя родившая, / и к направь вечному пути, / и блаженной жизни.

Песнь 6

Ирмос: Иону внутри кита, Господи, / Ты одного-единственного поселил; / меня же связанного сетями вражьими, / как его от гибели спаси.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Подобающим Богу образом / Ты, Господи, Словом Твоим привел из небытия / естество небесных бессмертных Воинств, / световидными их соделав.
Посвященными в таинство / священной Божией хвалы / вы сделались, Бесплотные, / граждане Небесной и поистине Божественной скинии, / Творцу достойно служащие.
Слава: Бесплотных полки разумные / Тебя, Сын Божий пребезначальный, / хвалят непрестанно, и славословят, / как Творца и Создателя всего.
И ныне: Со Отцом вместе на высотах / безначально Восседающего / Ты, Пречистая, удостоилась в Свои объятия; принять / Его к нам, рабам Твоим, Чистая, / милостивым соделай.

Господи, помилуй (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 2
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, / Ангелов начальники и людей наставники, / полезное нам испросите и великую милость, / как бесплотных Архистратиги.
Икос : Сказал Ты Человеколюбец, в Писаниях Твоих, Бессмертный, / что множество Ангелов радуется на небесах / об одном человеке кающемся. / Потому мы, в беззакониях погрязшие, / Тебя, Сердцеведец, один безгрешный, / молить всегда дерзаем, как милосердного, / пожалеть и ниспослать недостойным сокрушение, / подавая нам прощение, Владыка, / ибо обо всех нас молятся Тебе / Бесплотных Архистратиги.

Песнь 7

Ирмос: Отроки Еврейские в печи / попрали пламя дерзновенно, / и огонь превратили в росу, взывая: / "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Светами явил Ты, Милосердный, / Ангелов Твоих невещественное естество, / неизреченным Светом исполняемыми непрестанно и взывающими: / "Благословен Ты, Боже, вовеки!"
Служащие мириады Ангелов / непрестанно предстоят Тому, / на вид Чьего Лица взирать не вынося, взывают: / "Благословен Ты, Господи!"
Слава: Словом Твоим Ипостасным, Боже, / создал Ты Ангелов множество; / Духом же Божественным их освятив, / богословствовать о Троице научил навеки.
И ныне, Троичен: О трех Ипостасях размышляя, / беспредельное славим Естество: / Отца, и Сына, и Духа, взывая: / "Благословен Ты, Господи Боже, вовеки!"

Песнь 8

Ирмос: На горе святой Прославившегося / и огнем в кусте терновом Моисею / Приснодевы таинство явившего - / Господа пойте и превозносите во все века.

Припев : Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Ангельскому поревнуем житию, / и окрылим мысли к высоте, / и с ними невещественно будем петь, / Господа воспевая и превознося во все века.
Участники небесного хоровода, / престол славы обступающие, / и вокруг Бога всегда вращающееся, / Ангелы Его поют / и превозносят во все века.
Слава: Делающей пламенем невещественного огня / непрестанно на высоте служащих, / и Ангелов духами являющей / Троице поклоняемся и славословим во все века.
И ныне: Кому на Небесном своде предстоят / с трепетом мириады Ангелов и Архангелов, / Того в объятиях Своих носить / сподобилась Ты, Богородица; / ходатайствуй о спасении / славословящих Его вовеки.

Песнь 9

Ирмос: Ты перешла пределы естества, / зачав Создателя и Господа, / и стала мiру дверью спасения. / Потому мы Тебя, Богородица, / непрестанно величаем.

Припев: Святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас.

Тебя, Христе, неизреченно / соединившего с Небесными земных, / и создавшего единую Церковь Ангелов и человеков, / мы непрестанно величаем.
Ангелы и Архангелы, / Престолы, Власти и Господства, / Начальства с Силами, Херувимы и Серафимы, / с Богородицей о мiре молите.
Слава: Покровителями всех являющиеся / Михаил с Гавриилом! / Посетите чтущих по любви / всепраздничную память вашу, / и с верою воспевающих: / "Спасайте нас от всякой превратности!"
И ныне: Радуйся, святая Божия Невеста; / радуйся, Свет мiру родившая верным; / радуйся, стена и покров всех нас: / Бога, как благодетеля, непрестанно за нас моли.

Светилен

Подобен: Духом во святилище:
Предводительство среди Огненных Служителей, / принял ты Михаил Архистратиг, от Отца светов: / потому и обладаешь Его славы блистающим сиянием, / предстоя вокруг пречистого престола / ты, как первый из невещественных полков.
Слава, подобен: Со ученики: Властей, Сил, Архангелов и Ангелов, / Господств, Престолов и Начальств / предводителем ты поставлен Богом, / Архистратиг божественный, преславный Михаил: / и вот, неприступному престолу предстоя, / покрывай, оберегай, храни, спасай / всех, с верою почитающих тебя, / покровителя мiра.
И ныне, Богородичен: Честью выше Ты Херувимов славных, / и несравненно славнее Серафимов страшных, Всехвальная, / и всех святых Ангелов святее, Всечистая: / ибо Создателя всего по плоти / Ты родила неизреченно, Богородица. / Испроси у Него рабам Твоим / даровать избавление от согрешений.

Молитва всем чинам Ангельским

Все святые Небесные бесплотные Силы, удостойте меня силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои. Святые бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь сердце, пламенеющее к Богу. Святые бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость к славе Божией. Святые бесплотные Престолы, удостойте меня отличать истину от неправды.

Святые бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил во мне плоть. Святые бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией. Святые бесплотные Власти, удостойте меня иметь власть для победы над злом. Святые бесплотные Начальства, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

Святые бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа. Святые бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться заповедями Божиими во все дни жизни моей. Аминь

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам

Боже святой и во святых почивающий, трисвятым гласом на небесах Ангелами воспеваемый, на земле людьми во святых Своих восхваляемый; давший Святым Твоим Духом каждому благодать по мере дарования Христова, и ею поставивший в Церкви Твоей святой одних - Апостолами, других - пророками, иных же - благовестниками, иных - пастырями и учителями. Словом же их проповеди, достигли совершенства многие святые в каждом, роде и роде различными добродетелями угодившие Тебе Самому, совершающему всё во всех. И, нам образ добрых подвигов своих оставив и к Тебе в радости перейдя, они готовы и нам в напастях помогать, ибо в том сами испытаны были. Всех этих святых воспоминая, и восхваляя богоугодное их житие, Тебя Самого, в них действовавшего, восхваляю, и, веруя, что их добрые дела - это Твои дары, прилежно молю Тебя, Святой из святых: дай мне грешному следовать их учению, а главное - Твоею вседейственною благодатию удостоиться с ними небесной славы, восхваляя пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа вовеки. Аминь.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Благочестно праздновать собор святых Ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов, после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди отступив от Бога, Создателя своего, стали поклоняться созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, "что на небе вверху, и что на земле внизу" (Исход гл. 20:4 ) , принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа - в то время люди покланялись и приносили жертвы и Ангелам, о чем так сказано в книге Царств: - "кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 кн. Царств 23:5 ). -, т. е. Ангелам, ибо они суть воинство небесное, по сказанному в Евангелии: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее" (Лук. 2:13). Такое неправильное почитание Ангелов было сильно распространено во времена святых Апостолов. Святый Апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы" (Кол. 2:18-19) , т.е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедывавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев 1 . Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах 2 , принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов 3 . Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго 4 . И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила - начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила 5 . Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре - девятом от марта, первого месяца от сотворение мира - для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит 6 , ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику.

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, - в каждой по три чина - высшую, среднюю и низшую.

Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы .

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые серафимы , как видел пророк Исаия, говорящий: - "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал" (Ис. 6:2 ). Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: "потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29): престол Его пламень огненный (Даниил, 7:9); обличие же славы Господней как огонь пламенеет" (Исх. 24:17). Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий" (Пс. 103:4 ). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значить: пламенеющий.

После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы , более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувим" - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как чрез херувимов другим ниспосылается премудрость и подаётся просвещение умных очес для боговидения и богопознания.

Затем - пред Сидящим на престоле высоком и превознесённом предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы , ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим исповедник) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: - "ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный" (Пс. 9:5 ). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы 7 земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства , силы и власти .

Господства - называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем - они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы , исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворение угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, - чем объясняют свое имя - "силы" - и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, - чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.

Власти - называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

В низшей иерархии также три чина: начала , архангелы и ангелы .

Начала - называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны 8 . Затем - служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, - служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам - Ангелам, - а чрез них -людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.

Ангелы - в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас - верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших - поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем - Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр. 1:14 ) Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: "И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: (т.е. пророку Захарии) Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него" (Захар. 2:3 - 5 ). Рассуждая об этом, святый Григорий говорит:

Когда один Ангел говорит другому: "иди, скажи этому юноше" , - нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие - посылаются, высшие - посылают" 9 .

Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан.8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, т. е. девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного Суда Господня, каковой день божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступить как бы день восьмой, "Когда же приидет Сын Человеческий (и Божий, Судия праведный) во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (как Сам Господь предсказал в Евангелии - Матф. 25:31). И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров" (Матф. 24:31), т. е. от востока, запада, севера и юга.

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!

Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий 10 . Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступление от Бога и ниспадение в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница 11 и сокрушилась на земле! 12

Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:

"Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Ис.6:3).

Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, - Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистатизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи.

________________________________________________________________________

1 Относительно указанных еретиков святой Епифаний Кипрский в книге "о ересях" сообщает следующее: "они назывались саторнилианами - от Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнил жил в Сирии, близ Данфиса, где впервые распространил свое учение. Деятельным помощником у него был Василид, который распространял это учение в Египте. Учение их об ангелах сводилось к следующему: семь ангелов создали мир и всё, что в мире. Творение человека произошло так: ангелы, собравшись вместе, замыслили и сообща создали человека, по подобию приникшего свыше светлого образа... Но, когда был сотворён человек, ангелы по бессилию своему не могли довершить его творение. Человек, лежал на земле и был принижен на подобие пресмыкающегося червя до тех пор, пока Всевышняя Сила, приникнув и умилосердившись, ради собственного Своего образа и вида, из милости послала искру Своей силы и таким образом ею восстановила и оживотворила человека. Эта искра - душа человека, которой непременно должно спастись".

2 Колоссы - многолюдный город в древней Фригии (в Малой Азии) при реке Ликусе (приток Меандра). В 65 г. по Р. X. этот город вместе с соседними городами Лаодикией и Иераполисом был почти совершенно уничтожен страшным землетрясением, но впоследствии был возобновлен и процветал до XII стол. Впоследствии назывался Хоны.

3 Как видно из 35 правила Лаодикийского собора, этим правилом осуждаются еретики молящиеся не Богу, а только ангелам, как бы творцам и правителям мира.

4 Поместный Лаодикийский собор, на котором 35-м правилом было отвергнуто нечестивое почитание ангелов и установлено правильное их почитание и празднование Собору их, был во времена святого Сильвестра, папы Римского, за несколько лет до первого вселенского Никейского собора. Этот Лаодикийский собор был в 319 г., а по мнению других, в 320 и 321 г.; епископов на том соборе было 32; председательствовал на нем митрополит Лаодикийский Нунехий.

6 Память святого Дионисия Ареопагита совершается 3-го октября. Учение об Ангелах изложено им в сочинении "О небесной иерархии".

7 "Престолы земных судей" - образное выражение относительно пределов власти земных судей.

8 Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила 10:13, где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского.

9 Святый Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.

10 По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пр. Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан.10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: "была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю"; тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Апок.12:1-17); но, в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в православной церкви восходит к самым древним временам.

11 Денница - заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарёй, но, возгордившись и восстав против Бога, низпал в бездну и подвергся вечному осуждению.

12 Святый Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие.