Меню

Компьютер на уроках в начальной школе. Рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках в начальной школе

Электродвигатель

Введение

Информатика это компонент общего образования. Она играет значимую роль в нашем мире в формировании у учеников мировоззрения, навыков и качеств личности. Это предмет, который включен в учебный план общеобразовательной школы с 2002 года. Он обладает собственной методикой, имеющий свою структуру и содержание.

Дети в начальной школе должны знать о существовании компьютера, иметь представление как он работает, уметь работать, пользоваться техникой. Информатика предоставляет возможность рассказать и показать детям о компьютере и о его возможностях. Считается возможным обучение детей информатике в возрасте с 6 лет, если это обучение не ограничивает творческих способностей детей.

У учащихся в начальной школе появления информатики естественно, так как в этом возрасте складывается мышление. Школьники должны приобрести такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса "Информатики" ученики лучше усваивают материал и по другим дисциплинам.

Рассмотреть применение компьютера в начальной школе на уроках информатики;
- изучить содержание обучения информатики в начальной школе;

Проанализировать литературу по данной теме.

Объект исследования: методика преподавания информатики.

Предмет исследования: информатика.


Глава 1. Информатика в школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2-го класса вводится предмет "Информатика". В этом письме предлагаются три подхода к использованию компьютера при обучении информатики во 2-ом классе.

1. Для обучения детей на уроках информатики предлагается организовать изучение предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, который оборудован одним компьютером с CD-ROM-устройством

Это школьный кабинет, оснащенный одним компьютером с CD-ROM-устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно – медиа проектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Компьютер может быть подключен в локальную сеть школы, так же он может быть использован как «электронная доска». То есть будет использоваться в режиме «вызов» к нему учеников для выполнения, каких либо программ. Для этого компьютер должен быть подключен к проектору для удобства фронтальной работы с учениками. Урок информатики должен быть в расписании вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для изучения пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с интернетом и электронной почтой.

Общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 15 минут. Можно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной работы на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий").

2. «Для групповой формы обучения на уроке информатики, возможно, организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.».

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно, с выходом в интернет. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы. Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учитель должен знать компьютер в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде "ПервоЛого", в клавиатурном тренажере.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

1.1. Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2.Занимать рабочее место можно то, которое закреплено учителем для учеников.

3.Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4.Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

В целях экономии времени материалы, размещенные в интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройства и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробками, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

У младших классов информатику можно проводить по расписанию любым 1-м, 2-м, 3-м или 4-м уроком. Учащиеся должны пройти инструктаж по правилам техники безопасности и поведения в кабинете, утвержденным директором школы. В компьютерном кабинете должно быть: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети, один принтер, выход в интернет, локальная сеть, сканер, медиа проектор.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей позволительно использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов выбирается помещения, ориентированные на север и северо-восток и оборудованные регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Недопустимо размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 мІ. Очень существенно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого должно быть обеспечено расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м .

При использовании одного кабинет информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) должны иметь опору, а линия взгляда должна приходиться примерно на центр монитора или немного выше.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером желательно заниматься одному ребенку, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко портятся .

Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура - 19…21°С, относительная влажность - 55…62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

Оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II…IV классов должна быть не более 15 мин;

С целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме .

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1?4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1?6. Повторить 4?5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1?4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1?6. Повторить 4?5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1?6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3?4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1?6; затем налево вверх - направо вниз и прямо вдаль на счет 1?6. Повторить 4?5 раз.

Аналогичные упражнения для снятия напряжения и утомляемости глаз можно найти в журналах «Информатика и образование» .

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток действенно снижает зрительное и статистическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. При этом, после 10?15 мин. непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на скорость реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся младшего возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут .

Примерные правила поведения учащихся начальных классов

в компьютерном классе заключаются в следующем:

Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся.

Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях:

В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть переписаны на диск учителем, лаборантом, заведующим кабинетом или методистом по информатизации образования заранее.

Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая, при необходимости, детям правила поведения в кабинете информатики.

Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам.

Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токопроводящие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически запрещается.

Основываясь на этих требованиях и рекомендациях разработчики авторских программ обучения и учителя-методисты составили свои требования и рекомендации. Вот, например методические рекомендации проведения предметных уроков с компьютерной поддержкой в начальных классах разработанные учителем начальных классов многопрофильной гимназии г. Нерюнгри О.И. Швецовой: «Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется в начальной школе не только на уроках информатики, но и на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка.

Следует также отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста с применением ПК не более 15 минут за урок, в связи с чем речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении ее отдельных элементов в структуру традиционного урока(так называемой «информационной поддержке»).

Современной положение дел таково, при всем разнообразии дидактических программных средств на образовательном рынке практически нет программ, точно следующих базовым стандартам начального обучения и «привязанных» к тому или иному учебно-методическому комплексу. Кроме того, среди программ, предназначенных для детей младшего школьного возраста, доминируют зарубежные разработки, отличающиеся более высоким качеством как дидактического компонента, так и технического исполнения .

Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10?15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить: какие темы стоит поддерживать компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей; какие уроки целесообразно делать компьютерными; как организовать компьютерные занятия.

Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:

1. Выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы.

3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.

4. Выбор программных средств для разработки заданий.

5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным? на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики .

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.

В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности. «Очень важно,-- писал В. А. Сухомлинский,-- чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных). Данная проблема представляется актуальной, поскольку педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Значительная часть учащихся младших классов имеет недостаточную для обучения зрелость вследствие гиперопеки родителей. Это снижает актуальную готовность к умственной деятельности. Работа с компьютером помогает получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля в ситуации выбора, повысить самооценку. Дети классов выравнивания? дети, имеющие задержку психического развития, пережившие немало неприятностей, и утратившие критичность в результате психологической защиты. Они по физиологическим причинам не могут концентрировать внимание, удерживать и распределять его. Поэтому основной формой занятий стал интегрированный урок по одной общей теме. Для проведения урока «Пишем, читаем, считаем» программно-методическая система «Путешествие в страну Букварию» предоставляет обширные возможности. За полугодие занятий на компьютере у детей изменилось отношение к ошибке, они стали ее замечать. Занятия с компьютером стимулируют развитие критичности у детей с задержкой психического развития. Компьютерные занятия оказались полезными и для детей? «неудачников». Причина их неуспеваемости? не «умственный дефект», однако внешние проявления такие же. Важной задачей работы с ними было компенсирование неуверенности в своих силах, поддержка «ситуации успеха». Работа в коррекционных группах требует контактов с родителями. Занятия с компьютерными программами стали привлекательным поводом для общения с психологом и оказания необходимой помощи ребенку и семье».

По нашему мнению, учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников .

Таким образом можно сделать вывод, что компьютер не причиняет вреда здоровью ребенка, если придерживаться установленных санитарно?гигиенических норм и контролировать время нахождения за компьютером.

Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным. Остановимся на организационно-педагогических аспектах данного вопроса. В подавляющем большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12 -ю компьютерами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики. Класс делится на две подгруппы, занимающиеся поочередно.

Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями - предметниками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением компьютера.

Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом, работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10-15 минут. В связи с этим, оптимальным представляется вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Это позволит, не нарушая традицион-ного хода урока, решить обозначенные выше проблемы.

Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приведет к встраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных.

Рассмотрим подробнее основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.

Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.

Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в малокомплектных школах, а также в случае пропуска уроков учеником.

В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.

В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.

Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Литература:

ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат,1975.- 304с.

Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. И.М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147. ==

Ирина Зубкова, РИА Новости

Компьютер за несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги, учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на наших глазах производят революцию в образовании. Достаточно ли учителям современной техники? На этот вопрос отвечает исследование «Оценка эффективности использования и востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общеобразовательных учреждениях». Как показывают его результаты, представляемые РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», в среднем по стране на один компьютер приходится 12-16 школьников.

«В одних школах чуть ли не по компьютеру на каждого ученика, в других три-четыре - на школу», - комментирует ситуацию руководитель исследования - заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров образования Светлана Авдеева.

В исследовании участвовали 78 регионов и более 6000 школ. Его авторы стремились выяснить, насколько техническая оснащенность школ соответствует потребностям времени, используются ли информационно-коммуникационные технологии активно и эффективно, или компьютер так и остается лишь средством для изучения информатики и подготовки презентаций.

Как показывают результаты, в большинстве школ-участниц исследования уровень оснащения современной техникой выше среднего. При этом в городах-миллионниках доля высокооснащенных учебных заведений гораздо выше, чем в среднем по стране, а в небольших населенных пунктах - малооснащенных в техническом отношении в 3-3,5 раза больше, чем в мегаполисах. Исследование подтвердило зависимость уровня ИКТ-оснащенности от статуса школы: половину гимназий и лицеев вполне можно назвать высокооснащенными, но среди остальных школ в эту категорию входит менее трети.

Где пусто, где густо

«Если я, как этого требуют и мода, и департамент образования, захочу показать что-то ребятам из того, что нашла в интернете, то мне надо тащить с этажа на этаж проектор, экран, ноутбук, всякие шнуры и подставки. Потом подключаешь, настраиваешь, так пол-урока и проходит. А затем надо всю эту тяжесть тащить обратно, в кабинет информатики», - рассказала РИА Новости учитель начальных классов Екатерина Плешакова.

Как пишут учителя на многочисленных профессиональных сайтах и форумах, именно из-за нехватки технических средств в каждом школьном кабинете, у некоторых педагогов отпадает желание использовать современную технику. Учителя сетуют, что компьютеров мало, что даже в кабинетах информатики они сильно устарели, часто ломаются, на них нельзя установить современные программы, что скорость интернета крайне низкая, а программное обеспечение - даже антивирусы - приходится покупать за свой счет.

«В любом форуме на школьные темы можно встретить диаметрально противоположные мнения, даже от педагогов из одного и того же региона: от оптимистического „у нас все здорово и все есть“ до „нам ничего не дают, мы бедны, как церковные крысы“, - считает учитель информатики, заместитель директора по информатизации Егорьевской средней школы Алтайского края Александр Розенфельд.

ИКТ-оснащенность зависит от многих причин: от финансового благополучия региона, от активности региональных чиновников и умения их не только «выбить» положенное, но и разработать и защитить какие-то собственные начинания и программы, и от того, насколько каждая отдельная школа ловит или не ловит мышей», считает Розенфельд.

По его мнению, администрация и информационно-продвинутый коллектив могут собственными силами улучшить материально-техническую ИКТ-оснащенность за счет побед в грантовых программах, участия во всевозможных пилотных проектах регионального и федерального масштаба, побед в конкурсах, поиска спонсоров.

Для учителя важно не только и не столько наличие технического средства в школе, сколько его доступность: можно ли ноутбуком или проектором воспользоваться в любое время или только по предварительной заявке, по очереди. Именно поэтому проблемы сложно оценивать по цифрам в министерской отчетности, считает старший научный сотрудник Федерального института развития образования, эксперт образовательных программ Intel Марина Ливенец.

«В школе и в регионе показатель «количество учеников на один компьютер» может быть высоким, но в отчетах не отражается то, что большая часть компьютеров стоят в кабинетах завучей и директора», - сказала она. Кроме того, в школе нужны не только компьютеры, но и проекторы, интерактивные доски, принтеры, сканеры, документ-камеры, лего-роботы и многое другое, отметила эксперт.

«Предусмотренное новыми стандартами начальной и основной школы активно-деятельностное обучение - это не только компьютер, а большое количество присоединенных к нему периферийных устройств: различные лаборатории, датчики, которые дети должны использовать на уроках, например, для измерения освещенности, температуры, для фиксации множества наблюдений в разных проектах. При этом школьник становится исследователем, самостоятельно выводит законы, формулы и правила - и тогда он уж точно их не забудет», - пояснила Авдеева.

Результаты исследования Национального фонда подготовки кадров (НФПК) показывают, что реальная доступность технических средств недостаточна для решения столь глобальных задач, как массовый переход на инновационные формы обучения. Среди опрошенных возможность постоянной работы в компьютерном классе или использования нескольких компьютеров учащимися в рабочей зоне класса предоставлена лишь для 30% педагогов. Интернет доступен постоянно для 70% учителей, для учащихся это значение еще ниже: не более 50% опрошенных школьников могут использовать сетевые ресурсы в школе.

Из других устройств в наименьшей степени педагогам доступны интерактивные планшеты (недоступны почти для 80%); специальные цифровые устройства - цифровой микроскоп, датчики, измерительные приборы, навигаторы и тому подобное (недоступны для 70%) и интерактивные доски (ими не может воспользоваться каждый третий педагог из опрошенных). Именно на периферийные устройства, помогающие организовать активно-деятельностное обучение, по мнению Авдеевой, и нужно расходовать средства в первую очередь, а не на компьютеры.

Свое ношу с собой

«Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (Bring You Own Device - „принеси свое устройство“)», - говорит Ливенец.

Как показывают результаты исследования НФПК, у абсолютного большинства опрошенных учеников дома есть компьютер (в разных регионах от 85% до 97% ответили утвердительно на этот вопрос). Более того, почти у половины имеется мобильное устройство: ноутбук или нетбук, планшетник, смартфон. «Нужно думать о том, как использовать личные компьютеры детей и как помогать социально незащищенным в их приобретении. Тут много аспектов, не только технических и технологических: мультибраузерность, многоплатформенность, совместимость, - но и нормативных: кто отвечает за безопасность имущества, персональных данных, авторских и имущественных прав разработчиков образовательного контента», - считает Авдеева.

Помогать - «глубинке»

«Около 3-15% детей, у которых нет компьютера, это, как правило, сельские или поселковые жители, - говорит Авдеева. - Значит, именно в сельские школы нужно прежде всего поставлять технику, а в городских стараться максимально использовать то, что есть у учеников. На деле наоборот - городские оборудованы техникой лучше: там более активные директора и легче найти деньги». Получается, по мнению эксперта, на селе двойной разрыв: и школа не может добиться нужного оснащения, и родители - купить компьютер. Вот почему в региональных программах развития образования нужны специальные меры для повышения уровня технической оснащенности сельских школ.

«В жизни нас окружают компьютеры - значит, и школа должна учить работать с ними, причем с учетом изменений, которые компьютер внес в наш мир. Сейчас информационная компетентность детей мало зависит от школы - работе с электронными устройствами учатся дома. Если так пойдет и дальше, то школа может оказаться и совсем не нужной. Такое положение дел нужно срочно менять - и чем скорее, тем лучше», - сказал РИА Новости замдиректора Центра образования № 1811 Москвы, руководитель начальной школы Алексей Муранов.

Само содружество СанПиН компьютеры в школы предоставило в срочном порядке, определив точное время работы детей и учителей за ними. Чтобы узнать эти рамки, необходимо всего лишь прочесть статью!

В следствие того, что правительство России стремится сделать страну более образованной и современной, в школы были введены компьютерные классы, компьютеры для которых закупила местная администрация каждого города. Дети, конечно же, очень радовались таким реформам, да и учителям было неплохо: многие ребята быстро освоились за компьютерами, и обучать кого-либо не имело смысла.

До некоторых времен дети, особенно младшие школьники, работали за компьютерами все 45 минут, которые длится урок, даже без перерыва на физ. минутку. Но когда с добавление в каждую школу компьютерного класса стало покончено, были выписаны правила, по которым дети должны были заниматься за компьютерами определенное время.

Участники "СанПины" для компьютерного класса определили особые рамки, за которые не должен выходить учитель, позволяя детям долгое время сидеть за компьютером. Итак, стандартные правила для обычной российской школы таковы:

для детей, которые учатся в первом классе, в возрасте от шести до семи лет, нормальное время для работы за компьютером на уроке информатики составляет 10 минут. Для ребят, учащихся в классах, начиная от второго, и заканчивая пятым, общая продолжительность работы за компьютером составляет 15 минут.

Ученики шестых - седьмых классов могут находиться за компьютером во время уроков 20 минут, но, начиная именно с этой возрастной категории, необходимо прерывать занятия на компьютере за 10 минут до конца, чтобы дети смогли расслабиться и отвлечься от экранов компьютеров.

Восьмые и девятые классы на уроках информатики за компьютером могут находиться 25 минут, но, естественно, проводя физ. минутку один раз с учителем, и несколько раз самостоятельно, просто отводя глаза от излучений экрана.

У учеников десятых и одиннадцатых классов проводится сразу два урока работы за компьютерами и теории. Этим детям разрешено на первом уроке работать на компьютере 30 минут, а на втором всего лишь 20, чтобы сохранить зрение и энергию на оставшиеся уроки.

Вот такие правила и нормы вынесла каждой школе СанПиН. Эти правила обязательны к исполнению, но некоторые учителя игнорируют данный факт, из-за чего потом в раннем возрасте ребенку приходится носить очки или прозрачные линзы. Если доступно объяснить ребенку, к чему может привести пагубная привычка долго сидеть за компьютером, то, возможно, он остановится и на уроке информатики сам скажет учителю, что он больше не хочет работать за компьютером, ориентируясь на правила и рекомендации таких ассоциаций, как СанПиН. Причем, учитель не в праве отказать ребенку сесть на свое рабочее место, поэтому, дети смело могут излагать данную информацию своему учителю.

Кстати, для учителей также существует особый график, который также содержит в себе количество времени, которое учитель может проводить за компьютером. Для полного рабочего дня 4 часа непрерывной работы за компьютером - максимальный показатель. Для работников школы, например, для бухгалтера или программиста, максимальное время составляет 6 часов. Работникам школы также не рекомендуется его превышать, поскольку это может привести к потере зрения, или же к быстрой усталости.

А вот детям, помимо уроков, некоторые школы предлагают дополнительные занятия во внеурочное время в компьютерном классе. И на это также есть ограничения во времени, позволяющие сохранить собственное здоровье! Итак, для учащихся первых классов таких секций и кружков не предусмотрено, а вот для вторых - пятых классов максимальное время работы за компьютером составляет один час, не более!

Для шестого класса и детей по-старше это время составляет один час и тридцать минут. Причем в это время нужно сделать не менее четырех физ. минуток, поскольку сидеть полтора часа без перерыва, смотря в экран монитора, - очень вредно для здоровья человека, в особенности для детского здоровья и крепнувшего организма!

Вот и рассмотрено, в целом, содружество СанПиН. Компьютерный класс также поддался критике, но зато теперь родители знают, сколько ребенок может работать за компьютером дома или в школьном кружке!