Меню

Охота на морских животных. Чукотская охота на китов

Интересное

Немногие знают, что с середины прошлого века и до недавнего времени главным оружием китобоев на Чукотке были прославленные советские противотанковые ружья.

ОРУЖИЕ «БЕРЕГОВЫХ» ЧУКЧЕЙ

Наибольших успехов в промысле китов и моржей добились «береговые» чукчи, пришедшие на побережье Чукотского полуострова 8 тысяч лет назад из глубины Сибири. Они создали оригинальное средство передвижения на воде — лодку-байдару на 2-3 человека, выполненную из шкур морских животных, и специальное оружие — гарпуны с отделяемыми от древка наконечниками, специальные шары-буи, сделанные из желудков моржей или шкур тюленей и называемые «пых-пых», особую систему узлов крепления шара к наконечнику, а также длинные острые пики.


На охоту обычно выходила «эскадра» из 5-6 байдар и «прочёсывала» море в поисках китов. Обнаружив исполина, охотники подбирались поближе и гарпунили его. Оружие вонзалось в жертву, раненый зверь, увлекая шары-буи разматывал верёвки, узлы крепления раскрывались, древки падали в воду, а наконечники оставались в теле животного. Шары «пых-пых» тормозили движение кита и не давали ему уйти в глубину. Охотники подходили на байдарах к зверю и, добив его пиками, транспортировали к берегу для разделки.

В дальнейшем и приёмы охоты на крупных морских животных, и применяемое оружие было заимствовано у чукчей и эскимосов европейскими охотниками.

Технический прогресс, не изменив основные приёмы охоты на китов, заменил лодки-байдары скоростными катерами с мощными двигателями и с современной навигационной аппаратурой; шары-буи из тюленьих шкур и желудков моржей вытеснили ярко-оранжевые буи из пластмассы, наконечники и древки гарпунов стали изготавливать из современных высококачественных материалов. Охотники облачились в непромокаемую одежду и спасательные жилеты.

ОТ ГАРПУНОВ К ОГНЕСТРЕЛУ

В конце 50-х гг. Правительство СССР направило в Чукотский автономный округ специальную комиссию. Цель: изучить условия жизни и деятельности чукчей и эскимосов.

На тот момент население здесь состояло из переселенцев из центральных регионов СССР и коренных народов — чукчей и эскимосов. Первые трудились па промышленных предприятиях, а вторые занимались охотой и оленеводством.

Комиссию интересовала организация охоты па морских животных. В охоте приняли участие несколько её членов.

Международная китобойная комиссия разрешала охоту на китов (серых) в Беринговом и Чукотском морях только береговым чукчам и эскимосам СССР и эскимосам американской Аляски. Квота па добычу чукчам и эскимосам пашей страны составляла 135 серых китов в год. Договор запрещал промышленную добычу китов и использование при охоте на них технических средств, которые не позволяли бы зверю спастись. Таким образом, чукчам и эскимосам оставалось только преследовать добычу на небольших плавсредствах и поражать её гарпунами. А вот «добор» раненого животного допускался из огнестрельного оружия.

Выводы членов Комиссии — участников охоты па китов содержали рекомендации о разработке нового гарпунного ружья. Охота па байдарках вообще была чрезвычайно опасна, поскольку зверь мог легко опрокинуть лодку. Гарпунное ружьё должно было существенно увеличить дистанцию выстрела в кита.

Гарпунное одноствольное ружьё под патрон 16-го калибра разработал специалист Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) Мигай Юрий Алексеевич. Опытный образец МЦ01-1 был изготовлен в 1961 году.

Оружие заряжается вкладыванием патрона в патронник и гарпуна в ствол с дульной части. Ствол ружья выполнен коническим, с дульным тормозом. Ударный механизм куркового типа. Открытый курок и боевая пружина взводятся вручную за спицу курка. Гильза извлекается коленчатым выбрасывателем. Прицельное приспособление открытого типа с вентилируемой прицельной планкой и мушкой-шариком.

Деревянная винтовочная ложа снабжена выступом под щёку. Для уменьшения отдачи затыльник приклада подпружинен. Подпружинен и хвостовик гарпуна - для смягчения удара при попадании в цель, это предотвращало поломку хвостовика. Небольшая серия МЦ01-1 была передана охотникам Чукотки в 70-х гг. XX столетия.

ОТ 16-го КАЛИБРА К 20-му

Специалисты ЦКИБ СОО создали также гарпунное одноствольное не автоматическое ружьё под патрон 20-го калибра. Образец МЦ 40-01 заряжался вручную, вкладыванием патрона в патронник и гарпуна в ствол с дульной части. Ствол ружья конический с кожухом, образующим газовую камеру и пазами для выхода коробкой ствол соединён с помощью двух направляющих цилиндров и резьбы. Запирание ствола осуществляется боевой личинкой посредством выступов остова затвора и соответствующих упоров ствольной коробки. Система запирания продольно-скользящим затвором с поворотом на 90° рукоятки, снабжённой двумя боевыми упорами. Предохранение от случайного выстрела при не полностью запертом канале ствола осуществляется косым пазом, по которому скользит курок затвора. Образец снабжался капроновым линём длиной до 60 м.

Чтобы выработать методику применения нового оружия в условиях зверобойного промысла, опытный образец в 1963 г. передали для испытания в Управление китобойных флотилий и командировали туда бригаду оружейников в составе ведущего исследователя Нестеренко И.И. и инженера-конструктора Смерчко В.В. Испытания проводились в районе восточного побережья Сахалина.

На плаву у тюленей из воды выступает только голова, представляющая мишень размером 150-200 мм. На испытаниях было произведено 15 пристрелочных и 9 прицельных выстрелов по тюленям на льдинах и в воде. Добыто было только одно животное, да и то оказалось раненым, и его пришлось «добрать» из карабина.

В конце испытаний бригада специалистов ЦКИБ СОО вместе с дальневосточниками па ботах попали в Охотском море в шторм. После отчаянной 8-часовой борьбы со стихией боты затонули, бригада высадилась па лёд. Имущество, в том числе и гарпунное ружьё, затонуло. Испытателей и экипажи ботов спасло судно «Ларго».

«БРОНЕБОИ» КРАЙНЕГО СЕВЕРА

По результатам незадавшихся испытаний приняли решение: «Считать нецелесообразным применение гарпунного ружья МЦ 40-01 для морского промысла тюленей». Причина — недостатки конструкции, невысокая точность стрельбы, слабое «останавливающее» действие оружия против тюленей и относительно большая масса оружия.

ОТ ГАРПУННОГО К ПРОТИВОТАНКОВОМУ

В середине 60-х гг. народное хозяйство СССР располагало одной моделью гарпунного ружья — МЦ01-1 конструкции Мигая. Небольшое их количество было передано охотникам — чукчам для охоты па крупных морских зверей — серых китов и моржей.

При стрельбе обнаружились недостатки - гарпун ударял кита плашмя, тот моментально тонул. На Чукотку срочно вызвали специалистов-оружейников для разборки. Анализ показал, что и с новым оружием чукчи оставили прежними приёмы охоты па китов. Они подходили к киту на минимальное расстояние (как при охоте с обычным гарпуном) и потом стреляли.

Специалисты-оружейники показали охотникам новые приёмы стрельбы из гарпунных ружей: стрельбу вели в интервале дальностей до кита 15-50 м. Но аборигенам было трудно переключиться с приёмов, проверенных тысячелетиями, и в дальнейшем для охоты параллельно использовались как обычные ручные гарпуны, так и новые гарпунные ружья. Нерешённым остался вопрос о безопасном для охотника «доборе» раненого животного.

С середины 50-х гг. началась активная замена средств противотанковой обороны ближнего рубежа (противотанковых ружей) на современные образцы (противотанковые гранатомёты).

После окончания войны в армии остались па вооружении 40 тысяч противотанковых ружей, так что военные безболезненно выделили необходимое количество противотанковых ружей охотникам Крайнего Севера. Передавались обе модели противотанковых ружей системы Дегтярёва ПТРД 1941, калибра 14,5 мм и системы Симонова ПТРС 1941, калибра 14,5 мм.

ПРОТИВ ТАНКОВ И КИТОВ

Однозарядное противотанковое ружьё Дегтярёва ПТРД 1941 имеет короткий ход ствола и цилиндрический поворотный затвор с двумя боевыми упорами. Ствол, затвор и спусковой механизм объединены в единую сборку, па ствол установлен дульный тормоз. Затвор после выстрела остаётся в открытом положении.

Военнослужащий вставляет патрон в патронник, перемещает затвор вперёд и поворачивает рукоятку затвора вправо. Одновременно взводится пружина ударника. Приклад прямой и выполнен из берёзовой древесины, снабжен регулируемом опорой для щеки и мягким затыльником. Над стволом имеется ручка для переноски оружия. Стрельба ведётся с сошек. Прицел может быть установлен в интервале 400-1000 м. Противотанковое ружьё Симонова ПТРС 1941 выполнено в самозарядном варианте, снабжено магазином на пять патронов и использует для работы механизмов энергию пороховых газов. Жёстко закреплённый ствол оружия сменный, имеет дульный тормоз, мушку, ручку для переноса оружия и сошки. Прицел может устанавливаться на дальности 100-1500 м.

Стрельба ведётся одиночными выстрелами, перезаряжание автоматическое за счёт энергии пороховых газов ручное. Для снаряжения магазина необходимо откинуть крышку снизу в корпусе магазина и с помощью обоймы вставить патроны. Каждая бригада охотников получила безвозмездно в постоянное пользование по несколько образцов. Количество ружей определялось количеством лодок (катеров), преследующих китов — минимальное количество ружей в бригаде в пределах десяти экземпляров. Для «добора» раненого кита требовалось обычно до 20 выстрелов. В результате применения противотанковых ружей ПТРД и ПТРС резко уменьшилось количество несчастных случаев с летальным исходом, сократилось необходимое для добычи кита время и уменьшилось количество потерянных подранков.

Использование такого мощного оружия вызвало необходимость увеличения водоизмещения используемых плавсредств, установки в носовой части лодки опоры для сошек ружья и потребовало соблюдения чёткой очерёдности стрельбы с разных лодок при преследовании раненого животного.

«ТИГР» ВЫХОДИТ НА ПРОМЫСЕЛ

Длительное время использования противотанковых ружей в народном хозяйстве СССР (более полувека) в целях охоты привело к их серьёз-
ному износу, поэтому в XXI в.возникла необходимость их замены более совершенным оружием. Таким оказался самозарядный карабин «Тигр». Он разработан на базе снайперской винтовки СВД, и первый опытный экземпляр появился в 1969 г. на Ижевском машиностроительном заводе. Он предназначался для промысловой и любительской охоты па крупных и опасных животных. Серийное производство «Тигра» началось только в 1992 году.

Базовая модель «Тигра» отличалась от винтовки СВД длиной ствола, меньшей длиной приклада, изменённой формой пламегасителя, были ликвидированы упор под щёку на прикладе и газовый регулятор механизма автоматического перезаряжания.

Андрей Шалыгин: Так как 24 ноября отмечается Международный День Моржа, то я как профессиональный моряк решил эту тему осветить несколько подробнее. Легендарные эпические саги про Моби Дика, персонажи типа гарпунера Нэда Лэнда в Капитане Нэмо, отечественные повести типа Путь на Грумант и прочие литературные памятники оставили неизгладимый след в памяти каждого взрослого охотника, даже если он не моряк.


Сегодня мы с вами не будем обсуждать хорошо это или плохо, когда японцы всей страной с удовольствием кушают суши из дельфинятины, и тем более китовое мясо
(Россия тоже позже всех остальных стран отказалась от массового китобойного промысла и китобойные флотилии СССР были самыми массовыми и мощными в мире). Как и оставим в стороне вопрос почему корейцы кушают собак и кошек (и далеко не только они) и продают их в магазинах на мясо.


Если вы спросите татар и якутов - почему они едят конину, то, например, якуты вам скажут, что они конину не едят, а едят только жеребятину, и что это совершенно разные вещи.
Я ем при случае, и жена у меня ест, когда якуты привозят. А что, вкусно, особенный вкус, лучше чем конина татарская. Но у нас это по случаю, а у них это национальное. Меня вот кумыс пить не заставишь, не лезет, - как в сибири в детстве отвернуло, так и не лезет. Так что вкусовые предпочтения у всех свои, тем более для разводных животных мы вопросы и не обсуждаем.


Охота на моржей ВИДЕО 18+

Это видео лучше смотреть либо до всего текста, либо после всего текста, и при этом кто ничего подобного ранее не видел, советую просто так выводов не делать. Для начала посмотрите что-то со скотобоен и птицефабрик, откуда вы все мясо и пицу с удовольствием кушаете, кожу носите, а заодно со зверосовхозов, откуда на вас мех... Ну, а для тех, кто немного в теме, я рекомендую просто обратить внимание на 9 минуту видео, где после выстрелов два моржа спозли со льдины и скорее всего затонули.

Мы же с вами охотники, а не девочки-истерички, поэтому реальную проблему мы должны понимать профессионально. Именно за счет большого количества бессмысленных потерь зверя, а также необоснованного его разрешения под прикрытием "традиционного национального промысла" - охота на моржа вызывает столько вопросов, а вовсе не из-за того что это скотобойня.

И уж тем более не станем обсуждать тему по поводу добычи тюленей, нерпы, калана и так далее, которые у нас до сих пор добываются ради меха, массово идущего не только на шубы, шапки, воротники, но и на каланковые кисточки для всех детей России. Это не наша тема обсуждать куда идет сама норка и лисица, вытряхнутые из миллионов шкурок в зверосовхозах. Мы сейчас о моржах дикой популяции, находящихся в непонятном по численности положении и на которых ведется охота.


Есть ли необходимость в охоте на морского зверя и охоты на моржа?

В последнее время в российской охоте (промысловой) все чаще возникает вопрос именно о коренном населении удаленных регионов , а также их праве на ведение добычи рыбы и зверя, которая всем остальным давно запрещена. Историчность и традиционность промысла еще нужно доказать, и доказать не вообще, а именно для того социума людей, который сегодня ставит вопрос о легитимизации этой добычи.

Уже не первые десять раз возникал вопрос, а есть вообще это самое коренное население, под наименованием которого местные промысловики пытаются реализовать узаконенное браконьерство. Возьмут в компанию два-три человека с соответствующей записью в документах - и дело сделано.

И уже никого не волнует, что еще вчера на этом месте вообще никто не жил, а бытовавшая тут артель на самом деле была промысловым колхозом, сформированным вообще не в историческом месте пребывания народности, а большевиками как заготконтора. И работали тут прежде всего комсомольцы-активисты, которые привлекали местных к этому промыслу в качестве разнорабочих.

А то и в паспортном столе документы просто поменяют, которые декларируются по персональному заявлению, вот и появляются редкостные национальности и народности численностью в 20 человек, создадут две-три придуманные народности и быстренько комитет по их защите. Потом бегают и выбивают себе официальные браконьерские квоты, зарабатывая миллионы долларов на обычном обмане.


Фото Константин Лемешев здесь и ниже

Всякое бывает, и поэтому однозначно судить обо всех так просто нельзя. Любой вопрос требует разбирательства, тем более связанный с национальным признаком, поэтому воздержимся от огульных заявлений по данному поводу, хотя конкретных примеров более чем достаточно. И вопрос этот будет еще не раз остро вставать и на Севере и на Востоке.

Однако, даже если и есть подтвержденный статус народности, то традиционность и историчность промысла вовсе не говорит о его жизненной необходимости. Эти тезисы еще требуют подтверждения. Те же чукчи не только моржом питаются, но и олениной, и если один никогда за моржом не ходил, то второй за оленем, поэтому вовсе не аксиома, что, то что установлено сейчас - есть истина.

У скандинавов вообще нет никакой жизненной необходимости массово забивать гринд в бухтах тесаками, но тем не менее это происходит ежегодно с ритуальным сопровождением. Также в большинстве случаев и у российских народностей нет никакой жизненной необходимости в добыче моржа, тюленя, нарвала и кита.

А там где жизненная необходимость добычи морского зверя есть, - проще переселить эти смешные по численности деревни, чем считать ежегодный ущерб от такой добычи. Тем более что есть принципиальное решение о необходимости сокращения заполярных расходов на жизнеобеспечение нецелевой инфраструктуры.

Так как мы не можем в одном материале рассмотреть сколько-нибудь большой объем проблемы, мы остановимся только на одной охоте и обозначим следующую проблему. Так как про китов, гринд и дельфинов с бельками материалы ставил кому только не лень, - мы посмотрим на охоту на моржей.

Традиционная Охота на моржей в России

Участь стеллеровой коровы, которую успешно добили русские первопроходцы едва не постигла и моржа . Удивительно, что у себя на родине американцы сразу не добили ламантина, но это наверное потому, что они успешно сразу добили бизона. Здесь то что бегало поближе к дому и сыграло роль демпфера.

В XVIII-ом и XIX-ом столетиях морж подвергался серьёзному промыслу со стороны американских и европейских зверобоев. Это привело к резкому сокращению численности, что, в свою очередь, чуть не привело к полному уничтожению атлантической популяции моржа. Так как русские владели и Аляской, то наша роль в данном процессе была чуть ли не решающей.

Коммерческая добыча моржей в настоящее время запрещена законами во всех странах, где она распространена, несмотря на это в ограниченном объёме промысел разрешен коренным, туземным, народам, существование которых тесно связано с добычей этого вида. Среди них чукчи и эскимосы.

Сколько сейчас составляет численность популяции моржа никто точно не знает , — последние экспертные оценки относятся к 1990 году и не отличаются особой точностью. Считается, что тихоокеанских моржей еще около 200 000 особей. В 1956 году государственный промысел моржа был запрещен в СССР полностью — вид находился на грани исчезновения. Право охотиться на моржа осталось только у местного населения Чукотки. Там это называется «традиционным видом охоты» и «древним промыслом».

На самом деле никаким особым искусством данная охота не отличается. Для этой охоты на единичные особи нужно просто скрытно подобраться к зверю, а на береговой лежке он и беспокойства особого не проявляет. На берегу это называется не охота, а забой. В воде с моржом на равных воевать никто никогда не собирался, поэтому всегда его били с лодки гарпуном. Особых поплавков при такой охоте как на кита никто не устраивал, потому как плавучесть туши велика благодаря жиру, и столько времени изматывать моржа как кита не нужно. Теоретически моржи в воде являются опасными противниками, так как могут опрокинуть или разбить клыками лодку.

Но они редко нападают на лодки, тем более что как и у всех морских зверей - удар по носу вызывает у них болевой шок и весло и палка - простое средство для защиты от таких животных. Еще безопаснее охота на них на льдинах или суше, куда они выходят для отдыха, причём стадо всегда выставляет часовых.

Обоняние развито у моржей хорошо, и они чуют человека на значительном расстоянии, поэтому к ним стараются приблизиться против ветра. Заметив опасность, часовой рёвом (который у моржей представляет собой нечто среднее между мычаньем коровы и грубым лаем) или толчками, будит остальных, животные бросаются в море, почти одновременно уходят под воду и могут пробыть там без воздуха до 10 минут.

Охота на моржей проходит ближе к концу лета. Моржи приходят на северную Чукотку в середине июня. Они движутся семьями и большими стадами с востока, от Берингова пролива, на запад в десятках километров от побережья. Но моржи - пагофилы и так любят льды, что при северном ветре устремляются за ледяными полями к самой береговой линии, где их и поджидают чукчи на своих вельботах и линдах.

Процесс охоты даже на воде не бог весть какой мудреный, и заключается в том, что лодки преследуют моржей, охотники гарпунят их как и китов, стараясь нанести раны побольше. Гарпун, фал и буй, - все снаряжение. Если зверь остается жив, то его добивают из охотничьего карабина и привязав к лодке - буксируют до берега, или до льдины, где разделывают.

Для чего добывают моржа и что из него делают

Конечно, в первую очередь из-за клыков, чтобы там вам ни говорили местные. Продажа поделок из бивней - это самый прибыльный народный промысел после резьбы по мамонтовой кости. После этого в дело идет бакулюм - кость из пениса моржа. Нередко приходится слышать, что во многих случаях на этом некоторые браконьеры и останавливаются, хотя официально все это отрицают (ну это как с астраханской черной икрой - браконьеров нет, а икра по всей России продается).

Каждому чукотскому поселку выделяется определенная квота добыта моржей и китов; тюлени, гуси и утки добываются без ограничений. Чтобы прокормить одну упряжку собак и семью нужно примерно семь-восемь «копальгынов» - цельный кусок мяса весом 80-90 кг зашитый в шкуру, внутри которой запущен ферментативный процесс. Взрослый морж-самец весит около тонны.

Традиционно используются все части добытого моржа. Мясо часто консервируется и является важным источником белков в течение долгой зимы. Между тем как современные технологии дают замену многим аспектам применения моржей, мясо моржа по-прежнему остается необходимой частью диеты коренных народов, также как и поделки из бивней составляют важнейшую часть фольклора для многих общин.

Ласты квасятся и хранятся как деликатес до весны. Клыки и кости исторически используются в качестве инструментов, равно как и в качестве поделочного материала. Перетопленное сало используется для обогрева и освещения.

Прочная шкура используется в качестве верёвок и для построения жилищ, а также для обшивки лодок. Кожа моржей очень морщинистая и толстая, до 10 см на шее и плечах самцов. Слой жира до 15 см. Молодые моржи имеют темно-коричневый цвет кожи, а по мере взросления светлеют и бледнеют. Старые самцы становятся почти розовыми. Так как кровеносные сосуды кожи сужаются в холодной воде, моржи могут стать почти белого цвета во время купания. Из кишечника и желудка делают водонепроницаемые накидки.

Бакулюм моржа (содержащаяся в пенисе кость) имеет длину около 50 см. Как по абсолютной длине бакулюма, так и относительно длины тела морж уверенно держит рекорд среди млекопитающих. Отсюда и пошло ругательство «хрен моржовый» .

А теперь о необычном. У всех коренных народностей есть такой необычный пищевой приспособленческий прием в использовании каждого животного, добываемо исторически и традиционно, что его можно использовать как маркер и признак этой самой историчности и традиционности данного промысла.

Если в Монголии мясо не протухло и там черви не завелись, то его и есть еще рано, оно мягким не стало, это мы знаем. Если мясорубки нет, то пельмени-манты-ипрдр вам теже чукчи еще кое-где в жеваном виде могут предложить, это тоже все слышали...

Но вот в данном контексте есть такой необычный способ приготовления небольшого моржа и тюленя, как кивиак.

Kiviaq - это традиционное деликатесное блюдо народов крайнего севера, которое с небольшими отличиями в приготовлении встречается от Гренландии до Чукотки.

Рецептура сего кулинарного изыска достаточно проста. На севере Гренландии обычно его готовят следующим образом.

Нужно взять одного мертвого тюленя или небольшого моржа, отрезать ему голову, сделать в животе надрез и напихать в него мёртвых чаек, которые перед этой деликатной процедурой тщательно ощипываются.

По старинке это блюдо подается на Рождество , а это значит, что нафаршированную чайками тушу тюленя закапывают в вечную мерзлоту в конце мая. Там ферменты чаек взаимодействуют с кишками тюленя, создавая уникальный и неповторимый вкус. Кушается kiviaq в сыром виде и чем-то напоминает испорченный старый сыр (попробовшие говорят, что гораздо хуже). На вкус он острый, обладает сильным специфическим запахом. Взаимодействие разлагающихся чаек со внутренностями тюленя врядли способствует хорошим вкусовым качествам.

Кивиак едят обычно на свежем воздухе, так как в помещении невозможно выдерживать вонь исходящую от него. Некоторые гурманы находят в нём самобытные вкусовые качества народов крайнего севера. Но надо учитывать, что эти необычные вкусовые пристрастия формировались не от хорошей жизни. Прежде всего, Kiviaq является оригинальным методом хранения продуктов питания, нехватка которых возникала в зимние месяцы. Из-за темноты и сильных морозов охота на свежее мясо становится невозможной.

Ну вот, наверное, кто кушает за обе щеки этот самый кивиак, тот, наверное и есть коренная народность. Так что я лицензии предлагаю выдавать после предъявления и торжественного употребления рождественского кивиака номинантами на статус представителя народа севера. При этом водкой запивать не давать - нет у них водки в традиционном продуктовом наборе, зерновые не растут.



Здесь и ниже Фото Илья Питалёв - мыс Аккани


Сколько добывается моржей на охоте и каковы последствия охоты на моржей

Охота на моржей регулируется природоохранными и ресурсораспределяющими организациями в России, США, Канаде и Дании, а также представителями охотничьих общин. По оценкам от четырёх до семи тысяч тихоокеанских моржей добывается на Аляске и в России, включая значительную часть (около 42 %) поврежденных либо утерянных при охоте животных. Несколько сотен особей ежегодно изымается возле Гренландии.

Воздействие этого уровня промысла на популяцию сложно оценить, поскольку к настоящему времени численность популяции определена недостаточно уверенно. Вместе с тем неизвестны такие важные параметры как плодовитость и уровень смертности.


Влияние глобального изменения климата на популяцию моржей — другой фактор, который необходимо учитывать. В частности хорошо задокументировано сокращение протяжённости и толщины пакового льда. Именно на этом льду моржи формируют лежбища во время репродуктивного периода для родов и спариваний. В качестве гипотезы предполагается, что уменьшение толщины пакового льда в Беринговом море привело к сокращению подходящих мест отдыха рядом с оптимальными районами питания.

В результате возрастает продолжительность отсутствия матери возле выкармливаемого, что, в конечном счёте, приводит к пищевому стрессу или снижению репродуктивного вклада самок. Однако до сих пор учёные располагают незначительным объёмом данных, что мешает сделать надёжное заключение о влиянии климатических изменений на тенденцию изменения численности популяции.

В настоящий момент в списке МСОП статус моржа определен как «Недостаточно данных». Обитающие в России атлантический и лаптевский подвиды внесены в Красную Книгу России и отнесены к категории 2 (сокращающиеся в численности) и категории 3 (редкие) соответственно. Торговля поделками из моржовых бивней и костей регламентируется международной конвенцией СИТЕС, Приложение 3.

Ах, да. Мы же, собственно говоря, заговорили о моржах в связи с Днем Моржа. ... Но вот если говорить о чукчах, эскимосах и других народностях севера, то встанет вопрос не только об охоте на моржа и его роли в пищевой цепочке народов крайнего севера... Численность не только моржей нашей относительно знающей науке неизвестна.

Вот какое, интересно, место занимает в обеспечении продуктами питания современного чукчи охота на нарвала?
Канадское правительство с лета 1976 г. ввело ограничительные меры для промысла: запретило убой самок, сопровождаемых детёнышами, обязало полностью утилизировать добытых животных и ввело ежегодную квоту в основных районах охоты.



Тоже, вроде бы, кажется, промысел типа традиционный, типа исторический, наверное, имеет существенное влияние на прожиточный уровень существования коренной народности...



А, может, тут дело вовсе не в этом? Вполне возможно, что стоимость одиночного небольшого метрового зуба нарвала (а это зуб) в 500 000 рублей, а полутораметрового уже в 1 миллион рублей и определяет всю национальность охоты и притязания коренных народностей?

Или вот такой двойной зуб (зубы), который есть только в одном европейском музее в Гамбурге со стоимостью оценочной примерно в 5 миллионов рублей вместе с черепом, и есть то самое из-за чего весь огород-то городится.

Ведь никто не будет отрицать что носорогов и слонов в Африке отстреливают только ради бивней и рога . При этом резьба по моржовой кости и изделия из зуба нарвала - это промысел абсолютно идентичный резьбе по слоновой кости и продажа таких изделий в большинстве стран мира запрещена. А у нас национальное ремесло. По мамонтовой им резать мало что-ли, или по оленьему рогу.

Кстати, охоту на слонов в Африке местное население и правительство тоже пытается объяснить необходимостью питания при полном отсутствии сельского хозяйства. И тем не менее только в самых отсталых странах она еще существует.

Прим: Фотографии взяты из Интернет без проверки авторства в связи с некоммерческим характером данной статьи и отсутствием печатной версии материала.

Арктика, как известно, место суровое. Тут нет деревьев и кустарников, а трав очень мало. Здесь не растут злаки, и поэтому невозможно прокормиться земледелием или собирательством, все ресурсы здесь очень труднодоступны. Все вокруг говорит о том, что человеку здесь не место. Единственная возможность выжить для коренных народов Арктики, в том числе для инуитов Гренландии и Канады — рыбалка и охота на морского зверя.

Охота — не просто часть жизни инуитов, она составляет основу их культуры и самосознания. Каждый мужчина здесь — охотник. Инуиты охотятся буквально на все, что попадает в их поле зрения — на тюленей, китов, белых медведей, оленей карибу овцебыков, птиц. Методы охоты инуитов очень интересны и во многом уникальны, а потому заслуживают отдельной статьи.

Кит — один из объектов летнего промысла инуитов.

Когда инуит убивает животное, он берет от него все, что можно взять: мясо на еду, жир на отопление и освещение, шкуру для изготовления одежды, жилища и каяка, желудок и кишечник в качестве непромокаемого материала, сухожилия как материал для веревок и так далее. Многие считают охоту неэтичной и осуждают охотников, особенно когда речь идет об охоте на редких и красивых животных. А как же быть с охотой ради выживания, когда нет другого пути? На мой взгляд, охота оправдана, если для людей это единственный способ выжить.

Так было раньше, и так происходит сегодня, но только в самых удаленных северных поселениях инуитов.

Однако склад жизни большинства жителей Гренландии и северной Канады сильно изменился под влиянием западной культуры. Дания и Канада платят им пособие, и охота перестала быть жизненно необходимой. В результате доступности технологий (моторные лодки и огнестрельное оружие), берега Гренландии, некогда столь богатые зверем, практически опустели.


Посмотрите на этот постер, который я купил а Гренландии. Здесь изображены киты, которых можно встретить в Гренландии. Это практически все виды китов, обитающие к северу от экватора. Правда ли, что здесь обитает столько видов? Правда. Здесь по-прежнему можно встретить китов, но во-первых их не много, а во-вторых ни один кит не подпустит к себе лодку, потому что для него звук мотора — это звук приближающейся смерти. Киты сделают все, чтобы держаться на расстоянии от лодки. И это крупные киты, а что уж говорить о нарвалах, славящихся своей скрытностью. Мы не встретили ни одного тюленя или оленя карибу, хотя казалось бы, их-то здесь должно быть навалом. Зато чего здесь действительно хватает, так это магазинов, где продают когти медведей, рога нарвалов, фигурки из кости и множество других миленьких сувениров.

Вот, например, зуб косатки.

Чем стала охота для большинства инуитов в наши дни? Возможностью убить животное, чтобы продать туристам фигурку из рога нарвала или игрушечного тюленя, покрытого настоящим тюленьим мехом? Продолжает ли охота быть основой культуры этого народа, или стала лишь дополнительным источником заработка? Правильно ли считать охоту на нарвалов с винтовками традиционной? У меня нет ответов, потому что я не считаю, что достаточно знаком с этим народом. А что думаете вы?
На этом кадре изображен холл нашего отеля в Тасиилаке. Палка на стене справа от шкуры — рог нарвала.

Чукчи – внутренние р-ны Чукотского п-ва, север Якутии и Камчатки.Коряки – южные соседи чукчей.Ительмены – западная сторона Чукотского п-ва.

Антропологическая характеристика: арктическая малая раса северных монголоидов . Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи,эскимосы,коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирскиммонголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокоепереносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы. По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами. Языковая принадлежность: языки чукотско-камчатской группы.

Чукчи. Охота на морского зверя: зимой и весной - на нерпу и тюленя, летом и осенью - на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. Наморжаохотились группами по несколькобайдар (деревянный каркас, обтянутый шкурой моржа). Традиционное охотничье оружие -гарпунс поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.Орудия - костяные лопаты, мотыги, свёрла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий, сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скрёбла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Лёгкие санки, приспособленные для сидения на них верхом. Всанкизапрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Сейчас есть металлические орудия, огнестрельное оружие, металлическая посуда.Пища: отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы (емрат), морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Помимо традиционного мяса в пищу шлакровь и внутренности животных . Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу. Напиток - отвары из трав типа чая.Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло (ахахахах воняло) - полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.Жилище: яранга - большойшатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша.Огнище - посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.Одежда: обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служатбалахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками.Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами.Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей .Социальная организация : Род чукчей объединяется общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами.Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены) ; среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен такжелевират (вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь с его братьями.). Калыма не существует.Целомудрие для девушки не играет роли. Религия: амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака - тотема.Анимизм, обожествление явлений природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), животных (медведя, ворону), звёзды, солнце и луну, верят в злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т.д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня, связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Христианизированы.Культура: У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон Куркыль,культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Танцы с бубном.

Коряки. Из традиционных домашних промыслов известныобработка дерева, кости, металла, камня, плетение, выделка шкур. В древности корякам было известно гончарство . Дерево употреблялось для изготовления оленьих и собачьих нарт, лодок, копий, утвари, древков копий и гарпунов, челноков для плетения сетей. Из кости и рога оленя и горного барана коряки делали утварь, ножи для разделки рыбы, кирки, развязыватели узлов, колки и наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчёсывания травы. Каменные топоры, наконечники копий использовались ещё в начале XX века, а скребки для выделки шкур используют и поныне. В настоящее время традиционные отрасли: оленеводство и рыболовство определяют хозяйственную направленность корякского автономного округа. Основной экономической единицей всех групп коряков в XIX - начале XX вв. былабольшая патриархальная семья. Известно многожёнство , хотя в конце XIX века оно не имело широкого распространения.Браки заключались внутри одной локальной группы . Брачная система коряков исключала двоюродных кузенов, при патрилокальном браке существовала отработка за жену. Соблюдался обычайлевирата и сорората . Существовалострогое половое разделение труда .

У оседлых коряков преобладала полуземлянка с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. В центре жилища - очаг .Входили в землянку зимой через дымовое отверстие. С середины XVIII века стали появляться срубные жилища. Традиционная зимняя одежда состояла из меховойрубахи-кухлянки, штанов, капора и обуви .Зимняя одежда двойная: нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу . Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток.Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов мехом наружу. Подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывалимеховые чулки-чижи . В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку - широкую рубаху из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги, оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей.

Рыба, мясо и жир морских животных составляли основную пищу оседлых коряков . Большая часть рыбы потреблялась в виде юколы, исключительно лососёвой. Мясо морских животных варили или замораживали. Повсеместно употреблялисьпродукты собирательства: съедобные растения, ягоды, орехи . В качестве возбуждающего и опьяняющего средства использовался мухомор. С конца XIX века всё большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар, табак.

Народное декоративно-прикладное искусство коряков представлено художественной обработкой мягких материалов (женское занятие) и изготовлением изделий из камня, кости, дерева и металла (мужское ). На подолы кухлянок нашивались меховые мозаичные полосы в виде широкой каймы (опуван).Орнамент преимущественно геометрический, реже - растительный . Часто вышиваются реалистические фигурки зверей, сценки из их жизни.Из моржового клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и животных, изготавливались костяные серьги, ожерелья, табакерки, курительные трубки, украшенные гравированным орнаментом и рисунками . Традиционное мировоззрение связано санимизмом . Корякиодушевляли весь окружающий мир: горы, камни, растения, море, небесные светила . Распространенопоклонение священным местам - аппапелям (сопкам, мысам, утёсам) . Практикуются жертвоприношения собак и оленей. Бытуют культовые предметы - аняпели (особые камни для гадания, священные доски в виде антропоморфных фигурок для добывания огня трением, амулеты, символизирующие тотемистических предков, и пр.). Существовалпрофессиональный и семейный шаманизм .Традиционные праздники - сезонные : весной праздник рогов - кильвей, осенью праздник забоя оленей у оленеводов. У приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы - хололо (ололо). Существовали праздники «первой рыбы», «первой нерпы». И у береговых, и у оленных коряков устраивалисьособые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя , барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов. На праздниках устраивались игры и соревнования (борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака). В последние десятилетия развивается профессиональная культура, главным образом в области хореографического (национальный танцевальный ансамбль «Мэнго») и изобразительного искусства.

Ительмены. Рыболовство морское и речное. Вреках промышляли рыбулососёвых пород . Вморе промышляли навагу (на льду), корюшку , мойву .Орудия рыболовства в основном пассивные - запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. Заготавливали впрок - вялили, квасили, солили. Объектыморского зверобойного промысла - тюлени . Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как кормездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода. Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатскогобурого медведяигорных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлисьсоболь,лисица,песеци т.д. Собирательство. Религия – анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм (женщины).Фольклор – сказания о вороне Кутхе .

Фотограф Андрей Шапран несколько лет реализует проект «Крайние земли» — о людях, живущих на окраинах нашей страны. Сиб.фм публикует часть этого проекта, посвящённую охотникам на моржей на Чукотке. Сам Андрей Шапран сейчас как раз находится на Чукотке, снимает жизнь охотников на китов.

Моржи в этих местах, так же как и киты — мигрирующие млекопитающие. И добыча их разрешена законом и оправдана с позиции выживания северных народов. Охота в районах крайнего Севера начинается летом, с приходом первого тепла, и продолжается на протяжении всего года: на льдах вместе со своими собаками чукчи продолжают заниматься исконным национальным промыслом — охотой на морского зверя. Здесь, в открытых водах Мечигменского залива, более спокойных по сравнению с северным побережьем Чукотки, охота на моржей начинается в июле-августе и продолжается до глубокой осени. Молодых неокрепших моржей сменяют старые и взрослые животные: путь миграции животных здесь, на северо-востоке Чукотки — один и тот же. Чукчи-охотники так и называют их — проходящие моржи.

Поблизости от посёлка сегодня не осталось ни одного лежбища моржей. Старый охотник говорит, что раньше оно располагалось южнее — и машет в ту сторону рукой. Здесь, у посёлка, эти животные проходят не так часто. Основный промысел ведётся севернее — в тридцати километрах от посёлка, в месте под названием Аккани. Некогда там был небольшой охотничий посёлок, чукчи и эскимосы жили тем, что могли добыть в море, а женщины собирали ягоду в тундре. Позже людей стали переселять из мелких посёлков в одно место. Так появился на свет новый посёлок под названием Лорино. Но охотники спустя десятилетия после всеобщего переселения продолжают возвращаться на старое место, поскольку миграция моржей происходит ближе всего к их старым охотничьим угодьям.

Однако ностальгии, говорят чукчи, по старому месту теперь у них нет. Здесь просто всегда было удобнее добывать моржей.

Спросил, когда будут проходить моржи? Ответили: они уже проходят.

Завтра охотники поедут в направлении Аккани. Одна бригада охотников постоянно дежурит там. Накануне в обед охотники привезли с Аккани четырёх моржей: их добыли вчера после обеда. Моржи идут сейчас как раз на север.

Из моржового мяса в кухне северных народов готовится блюдо копальхен: животное умерщвляют, охлаждают в воде, помещают в шкуру, оттуда выпускают воздух, затем зарывают под прессом песка или гравия на линии прибоя на несколько месяцев

Накануне охотник по имени Оттой спросил у меня, когда я уезжаю. Ответил: второго числа. То есть завтра я уже улечу на юг — в Анадырь.

— Оставайся, — предложил охотник, — возьму тебя на охоту. Моржи снова появились в заливе.

— Хорошо, я до утра подумаю.

Утром в совхозной конторе Оттоя уже не было. Он был на берегу, по телефону сказал: «Через десять минут бригада выезжает в море на охоту: успеешь — поедешь с нами. Моржи слишком близко подошли, ждать тебя мы не станем».

На берег из посёлка я спустился первым. Оттой возвращался зачем-то домой и на берег пришёл после меня. Потом стали появляться остальные охотники, мокрые от пота и быстрого бега. Грузили лодки, пыр-пыр (пластиковые разноцветные шары, к которым охотники привязывают гарпун крепкой верёвкой), оружие — всё делали на бегу. На бегу выталкивали, выносили на руках охотничьи лодки с моторами. Три маленькие лодки и шесть охотников.

Моржей было видно с высокого обрывистого берега невооружённым глазом. Рядом — песцовая звероферма. В бинокль было понятно, что моржи не уходят, а стоят на одном месте. Охотники в таких случаях говорят: моржи кормятся. К группе из трёх моржей и неслись сейчас чукотские охотничьи лодки.

Первый гарпун, брошенный в моржа, не вонзился в его шкуру.

— Тупой тукет, — сказал после броска Оттой, вытаскивая на ходу из-за кормы лодки обвязанное верёвкой древко, длинную деревянную палку, на острие которой надевается тукет — охотничий металлический самодельный гарпун.

Второй и третий удары закончились тем же самым: наконечник никак не хотел пробивать толстокожего зверя. Из четырёх бросков только последний увенчался успехом, и красный пластиковый шар — пыр-пыр — привязанный верёвкой, увязался вслед за моржом в морскую стихию.

Пыр-пыр — это одновременно и отметка для остальных охотников: зверь загарпунен, и мишень: в моржа, отмеченного шаром, стреляют на поражение.

Другого способа добыть морского зверя на открытой воде нет.

Через час охоты пять моржей оказались загарпуненными. Ещё три разбежались по заливу.

Эти четверо, пытаясь избавиться от назойливых шаров и преследующих охотников, перепутали все верёвочные фалы, словно ягоды винограда, повисли на виноградной-верёвочной лозе. Четыре пыр-пыра держали их туши на плаву — под водой. Но вытащить их теперь можно было только разом.

Шесть человек, соединив свои лодки и усилия, пытались поднять несколько тонн плавающего под водой — в нескольких метрах от поверхности — мяса. На осеннем холодном ветру коченели и стыли руки, мокрые просоленные верёвки врезались в задубевшую кожу ладоней. Моржи и верёвки едва поддавались.

Минут через двадцать отцепили первого моржа. Остальные, словно ягоды винограда на лозовой ветке, висели гроздью на скрученных фалах.

Но три моржа — легче, чем четыре.

Ещё через час пять огромных серых туш неподвижно лежали на берегу, выставив белые остроконечные бивни к небу.


При употреблении копальхена человек, не питавшийся этим блюдом с детства, получает отравление, возможен летальный исход

Люди из посёлка стояли тут же в ожидании разделки животных.

Часть добытого мяса, как обычно, заберут лоринские охотники — на собственное пропитание и на корм для собак.

Часть отвезут на склад и продадут позже жителям посёлка. В стороне ото всех рядом с деревянных сарайчиком стоит женщина-чукчанка, рядом — большегрузые старые весы. На них она взвешивает вёдра с мясом и делает записи в свою тетрадь.

3 подвида моржа обитает в водах России: атлантический, тихоокеанский и лаптевский. Тихоокеанский считается промысловым

Через два часа лодка с Оттоем привозит на берег ещё одного объемистого моржа. Оттой говорит, что моржу около четырёх лет. Огромных размеров животное, длинные белые клыки уставились в осеннее небо. Но сегодня чукчи убивают моржей не из-за клыков: надо кормить людей в посёлке, кормить собак и питаться самим.

Охотники говорят, что весной, с таянием снегов, когда охотиться приходится всё дальше от побережья, иногда встречаются огромные льдины, загромождённые телами убитых безголовых моржей. Спрашиваю: «Кто убивает морских зверей?» Охотники говорят, что сказать никто не может. Но стреляют с проходящих мимо морских кораблей. С каждым годом зверей в этих местах становится всё меньше.

Второй выход в море снова не был удачным для Оттоя: охотники добыли трёх зверей. И только лодка Оттоя — ни одного.

Так близко, как сегодня, моржи к посёлку давно уже не подходили. Спокойное море — не повод, чтобы звери решили приблизиться. Чукчи говорят, что только поздней осенью, с приходом в эти места серьёзных штормов моржи начинают приближаться к берегу. Здесь шторма не было очень давно. Охотники ждут и надеются на непогоду. Прошедший сезон был не самым удачным для охоты. Моржей мало, а заготовить мясо для собственного пропитания и на корм собакам — на предстоящий зимний сезон — надо потрудиться.

До 40 лет составляет продолжительность жизни моржей

Весь день караулили в море моржей. Одна бригада охотников сидела в засаде на Горяченской речке, другая разместилась ближе к Аккани. Моржей не было. И лодки возвращались в посёлок абсолютно пустыми. Охотников было видно с дороги, проходящей вдоль линии побережья. Охотников и тройку моржей, что кормились невдалеке на пути возвращения лодок. Но на скорости и в сумерках различить что-либо с воды было совсем не просто. Просто сегодня охотникам не везло.

Воскресенье. Чукчи говорят, что в море на охоту в туман они не ходят: легко потерять зверя. Сегодня с утра туман. Дети — сыновья охотников — ловят на побережье крабов. Чукчи говорят, что такого затяжного отлива очень давно не было. Много детей, но много и крабов.

Их накалывают на самодельные пики, выбрасывают на берег и складывают в большие вёдра. Младшие сносят крабов наверх. Вечером будут варить в большом котле.

Это место охотники называют Аккани. Чукчи говорят, что название переводится как «окончание мыса, земли». Именно здесь пролегает путь миграции морских животных, и именно сюда раз за разом возвращаются лоринские охотники в поисках удачи.

24 ноября отмечается день моржа, учрежденный в 2008 году по инициативе Всемирного фонда дикой природы и Совета по морским млекопитающим

Напрямую из посёлка до Аккани — чуть более часа на хорошем, в 150 лошадиных сил, моторе. Утром, когда пришлось повторять все географические изгибы береговой линии, мы шли вдвое дольше. Но необходимости в спешке не было никакой: второй день в окрестностях Аккани стоит густой низкий туман и второй день охотники вынуждены коротать время на берегу. Прохладно, последние осенние едва тёплые дни, на земле долго не просидишь. И охотники попеременно сменяют друг друга: надо наблюдать за морем и ждать моржей. Бездвижимое наблюдение быстро утомляет, но другого способа обнаружить зверей здесь нет. В Аккани нет электричества, но есть маломощная дизельная станция, рассчитанная на несколько подвешенных под потолками в охотничьих домиках лампочек. Дизель включают под вечер всего на пару часов.

В Аккани рано ложатся спать и рано встают. Охотники говорят, что везёт обычно тому, кто первым выходит в море.

Настоящий Север, Заполярье, отсюда совсем близко. Здесь, в Мечегменском заливе, чукчи говорят, что море летом забирает всё тепло, а зимой — забирает лютый холод. Охотники говорят, что на местном побережье больших холодов не бывает. Только пурга. И ветер. Иногда кажется, что ветер на Чукотке может .