Меню

Экономика Китая в XVIII веке. История китая История китая в 16 18 веках

Интересное


Еще с древних времен китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и рассматривались как подданные императора. В XVI-XVIII вв. в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.
Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в кот. входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы, следили за церемониями и приемами в честь императора.
Особая палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.
Китайское государство носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. - «империя династии Мин», с 1644 г. - «империя династии Цин».
К началу XVI в. Китай уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6-7 тыс., ученые люди знали 25-30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией - мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен - писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог лишь образованный человек.
Среди китайских чиновников было много поэтов ижи—вописцев. В Китае в XVI в. уже были развиты ремесла по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались различными рисунками с применением высококачественных красок.
Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI-XVIII вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.
Основоположник даосизма - Лао—цзы - изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по—китайски - «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь - дао.
Буддизм проник в Китай из Индии в начале I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.
Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.

Лекция, реферат. 44. КИТАЙ В XVI–XVIII ВВ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.





К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин.30-е гг. XVII в. – многочисленные восстания крестьян. Част китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами.Ханы дали согласие предоставить войска. Весна 1644 – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступили в Пекин и здесь провозгласили правителем страны одного из сыновей своего хана Абахая. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страно на протяжении 267 лет (1644-1911).Весна 1645 – остатки повстанцев разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен.Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отедльные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создалии флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка.Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам.Причины поражения Китая:1) внутренняя смута2) народные восстание3) предательство части китайской верхушки4) гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов)И все же нашествие стоило миллионов жизней. Часть городов лежала в руинах.Социально-экономическое положение Китая в XVII-XVIII вв.Аграрные отношениеЗемля делится на 2 части – гуань (чиновничья) (¼)и минь (народная) (¾).Община – основа жизни в деревне. Собственность на землю – совместная. Члены общины = родственники.Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто – жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли»), помощь бедным родственникам («благотворительные земли»).Социалная дифференциация идет медленно, хотя индивидуалное ЗВ тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревная одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы. Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши».Их образ жизни отличался от жизни общинников. Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.Налоги и повинностиС первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежнуюЧаст земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от земель – на их содержание.ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.ГородСуществуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент.Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит.власти. Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.Государственное и социальное устройствоТипичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.



18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям.

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.Социальная структура300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатовВпервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши»].Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения. Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало  высокая социальная мобильность.Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени». В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.Внешняя политикаЗахватив Китай, решили двигаться дальше – на Корею, Восточную Монголию, Тайвань и т.д. 1691 г. – подчинение Халхи (северной Монголии; в состав Цинов).1755 г. – попытка закрепиться в Джунгарском ханстве. Там – восстание против цинов. К 1757 г. подавили восстание, присоединили.Окончательное присоедение – 1759 г., Джунгария и Кашгария. После Китая – крупнейшие территориальные приобретения.

Другое направление внешней политики – на юго-запад, на Тибет. 1720 г. – захватили восточную часть Тибета, 1750 г. – убили законного правителя. Конец XVIII в. – Тибет вошел в состав Китая.1760-е гг. – направление внешней политики на Индокитай. Неудачно1768 г. – против Бирмы. Вышли из пределов Бирмы. По условиям договора расплавили пушки до ухода с территории, а торговые отношения Бирмы и Китая продолжались.1780-е гг. – попытки подчинить Вьетнам.1788 г. – Китай ввел войска, но в 1789 г. – поражение от вьетнамцев.1790 г. – Вьетнам признал сюзеренитет Китая, но формально. В дальнейшем просто ежегодно посылал подарки богдыхану.Первые контакты с западными государствамиС начала XVII в. голландская ост-индская компания предпринимала несколько попыток установить дип. и торг.отношения с Китаем.Но Китай не шел на это. Тогда голландцы обосновались на Тайване. Обложили население налогами. Недовольство. Восстание.1660-е гг. – голландцы изгнаны с Тайваня. Но и в XVII, и в XVIII в. имели лучшие отношения с китайской империей, чем другие страны.XVIII в. – положение голландцев в мировой торговле изменилось. Их потеснили англичане. Уже в конце XVII в. в пригороде Чуанчжоу англичане основали свою первую факторию в Китае.1757 г. – цинский двор запретил всю торговлю вдоль китайского побережья, кроме Гуанчжоу.

Политическая жизнь. В XVI веке в Китае по-прежнему господствовала династия Мин. Именно в этот период в стране обострилась политическая об­становка. Одна из причин - страна была глубоко охвачена средне­вековыми производственными отношениями. В обществе преобла­дало натуральное хозяйствование. Основные производительные силы - крестьяне были обременены изнурительными порядками арендного земледелия, пустившими глубокие корни и сохранивши­мися без изменения на протяжении многих лет. Арендная плата за землю составляла 50 % всего урожая.

Деспотическая власть государства являлась главной опорой старых порядков.

Государственная власть была ярой противницей всяческих нов­шеств. К тому же в XVI веке усилился процесс перехода государ­ственных и крестьянских земель в руки крупных землевладельцев, которые всеми путями стремились превратить эти земли в свою лич­ную собственность. Самые большие и плодородные земельные уго­дья принадлежали членам семьи императора.

Тяжелая арендная плата привела основную производительную силу - крестьян к обнищанию, что вызвало в империи повсемест­ные крестьянские восстания. Вскоре пламя крестьянской войны ох­ватило всю страну.

Политическая борьба сословий. Широкое распространение крестьянского восстания способствовало усилению политического раздробления империи Мин. Правительство, служившее защитни­ком интересов господствующего сословия, в критический момент не смогло решить насущные вопросы. Среди высокопоставленных государственных служащих стали процветать вседозволенность, коррупция, взяточничество. Императорский дом грабил казну для всевозможных увеселений и пышных нарядов. Эти факторы про­буждали резкое недовольство среди разных слоев общества. В ре­зультате, усилилась оппозиция против династии Мин и его опоры -государственной деспотии.

Основу оппозиционных сил составляли средние и мелкие зем­левладельцы, зажиточные горожане, а также образованная часть населения, то есть, сословная интеллигенция.

Оппозиция потребовала у императора впредь назначать на госу­дарственные посты соответствующих по способностям должност­ных лиц, а также изменить устаревшие законы. Однако придвор­ные вельможи не прислушались к требованиям оппозиции, более того, стали их преследовать. Оппозиция не сдалась. Крестьянские волнения стали обретать угрожающие формы.

Власть маньчжурской династии. В конце XVI - начале XVII ве­ков у Китая появился весьма опасный внешний враг - государство Маньчжурия, образованная на приграничных территориях.

Правитель Маньчжурии Нурхаци в 1618 году начал военный поход на Китай. Больших успехов в покорении территорий Китая добился наследник Нурхаци - Абахай (1626 - 1643). Обессилевшая династия Мин не смогла оказать должного сопротивления против­нику. Маньчжурам удалось покорить большую часть территории империи. В 1636 году Абахай объявил себя императором. Династию свою он назвал Цинь (чистый, прозрачный).



Низложение династии Мин. Капитулянтская политика динас­тии Мин вызвало бурное недовольство в стране. В империи шла крестьянская война. Вожди повстанческих отрядов объединили все передовые военные силы. Командование повстанческой арми­ей принял на себя Ли Цзы-чэн.

В 1643 году военный совет повстанцев принял решение атако­вать Пекин. Ли Цзы-чэн был объявлен императором.

На юго-западе Китая еще один командующий повстанческой армии Чжан Сянь-чжун объявил о создании своего государства.

В это время на севере страны действующая армия империи под командованием генерала У Сань-гуа боролась с маньчжурскими захватчиками.

У Сань-гуа мог доставить большие хлопоты новому правительству в Пекине. Поэтому Ли Цзы-чэн решил найти с ним общий язык. Одна­ко У Сань-гуа не пошел на переговоры, и не признал повстанческое правительство. В то же время он понимал, что бессилен с имеющими­ся у него силами свергнуть новое правительство. Поэтому он выбрал путь предательства и согласился стать вассалом маньчжуров.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

В 1644 году маньчжуры покорили Пекин. Сын Абахая был объявлен Китайским императором. С этого момента в истории Китая началось господство маньчжурской ди­настии Цин, которая занимала престол до 1911 года.

Крестьянское восстание было жестоко подавлено. Его лидеры -Ли Цзы-чэн и Чжан Сянь-чжун пали в боях.

Внешняя политика. Царствование династии Цин характери­зуется агрессивностью ее внешней политики. Первоначально, в 1637 году в вассальную страну была превращена Корея.

Начиная с 1757 года, все порты, кроме Гуанчжоуского, для кораблей из Европы были закрыты.

В 1758 году полностью было покорено Джунгарское (Ойратское) ханство, созданное в Северной и Западной Монголии. Вскоре были зах­вачены вся Монголия и Кашгария.

До полного покорения Китая правители династии Цин опира­лись на помощь европейских стран. Поэтому для них порты в Ки­тае были вначале открыты. Но со временем, поняв к чему приве­дет экспансия европейцев в Китай, политика по отношению к евро­пейцам изменилась.

В 1792 году правители династии Цин заставили Непал признать себя вассальным государством.

Деспотизм - форма неограниченной монархии.

Коррупция - преступление, выражающееся в использова­нии должностным лицом прав, предоставляемых ему по долж­ности, в целях личного обогащения.

китай индия маньчжурский могол

Еще с древних времен китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и рассматривались как подданные императора. В 16-18 вв. в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.

Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы, следили за церемониями и приемами в честь императора.

Особая палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.

Китайское государство носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. - «империя династии Мин», с 1644 г. - «империя династии Цин».

К началу 16 в. Китай уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6-7 тыс., ученые люди знали 25-30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией - мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен - писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.

Среди китайских чиновников было много поэтов ижи-вописцев. В Китае в 16 в. уже были развиты ремесла по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались различными рисунками с применением высококачественных красок.

Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения:конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций разработал свое учение еще в середине 1 тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в 16-18 вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.

Основоположник даосизма - Лао-цзы - изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по-китайски - «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь - дао.

Буддизм проник в Китай из Индии в начале 1 тысячелетия н. э. и к 16 в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.

Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.