Меню

Классный час "международный день прав человека". Почему отмечается международный день прав человека День прав человека во всем мире отмечается

Электромонтаж

08.10.2016

Не всем известно, что существует День прав человека, празднуемый 10 декабря. Что это за праздник и почему же для его празднования была выбрана эта дата?

События Второй мировой войны, а также миллионы жертв послужили примером особой жестокости людей в результате отсутствия межнациональных соглашений в области правового поля. После осознания массовых убийств и непоправимой трагедии в 1945 году была создана международная комиссия, членами которой стали юристы многих стран мира со всех континентов. Их главной задачей было определение основных принципов о человеческом достоинстве, независимо от этнической принадлежности, расы, национальности, вероисповедания.

Такой универсальной нормой для всего мира стала Всеобщая декларация о правах человека, которая была принята 10 декабря 1948 года на заседании ГА ООН. Через два года резолюцией этой организации был учрежден и международный праздник - День прав человека, приуроченный именно к дате создания важного документа, положившего начало понятию о том, что такое права свободного человека в современном мире.

С 1950 года День прав человека ежегодно отмечается во всех странах мира. У человека нельзя отнять его законное право на жизнь, судебную и юридическую защиту, которые должны неукоснительно выполняться в каждом цивилизованном государстве. И 10 декабря служит напоминанием мировому сообществу о необходимости их защиты и борьбы с притеснением граждан.

Несмотря на официальный статус Дня прав человека, он во многих странах мира, включая Россию, не является красной датой в календаре. Но 10 декабря проводятся митинги, собирающие немало представителей и сторонников демократического движения, различные официальные и неофициальные собрания, акции, семинары, встречи с целью разъяснения вопросов о правах людей и их защите в правовой сфере деятельности.

Во Всемирный день человека в России присуждается журналистская премия имени Андрея Сахарова, известного общественного деятеля, диссидента, правозащитника. Помощь в организации праздничных мероприятий по случаю этой даты оказывают различные общественные, правозащитные, религиозные и общеобразовательные организации, контролирующие соблюдение прав человека в каждой стране.

День прав человека служит напоминанием мировому сообществу об объединении усилий против ядерной и экологической катастрофы, роста международной преступности, голода, нищеты, наркомании и других опасных явлений, а также для формирования эталонов свободной личности, в соответствии с нормами современных демократических требований.

Международный день прав человека

Цель: обобщить знания учащихся по истории и основному содержанию Всеобщей декларации прав человека, а также об условиях их полной реализации в современном обществе.

Задачи: обобщить знания детей об основных правах человека; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей; способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции и воспитанию правовой грамотности.

Оборудование:

1. Выставка литературы по правовому воспитанию.

2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.

3. Плакаты: "Календарь правовых дат”, "Законы о правах человека-гражданина РФ”.

5. Эпиграфы к занятию:

Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение);

Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости

(Г. Лихтенберг);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость);

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)

Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака. (Томас Карлейль)

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. (Карл Маркс)

Право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. .. (Павел Иванович Пестель)

Другой человек имеет право быть услышанным и право отстаивать свои доводы. (К. Р. Поппер)

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. (Виктор Мари Гюго)

Право - это все то, что истинно и справедливо. (Виктор Мари Гюго)

Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь.
(Ханна Арендт)

Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права. (Жан Жак Руссо)

Не на все, в чем мы имеем интерес, мы имеем уже и право. (И. Покровский)

Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу. (Латинское изречение)

Как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, – это начало бесчеловечности. (В. Чалидзе)

«Кулачное право» – это столь же нелепо, как, скажем, круглый квадрат или квадратный круг. (И. Зейме)

·Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. (Еврипид)

Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)

Все люди по своей природе равны. (Т. Гоббс)

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности. (С. Франк)

Дракою прав не будешь. (Русская пословица)

Всякая свобода, затрагивающая чужие права, является деспотизмом. (Р. де Кампоамор)

Обязанность без права есть рабство, право без обязанности - анархия. (Фелисите де Ламеннэ)

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость).

6.Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

7. Выставка рисунков детей прошлых лет «Я рисую свои права».

1: У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
2: И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

4: Корни этого праздника уходят в еще в 18 век, когда Французские

просветители Шарль Монтескье, Вольтер, Дидро заговорили о естественных правах человека, которые даются ему от рождения и не зависят от его происхождения.

5: Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была

6: Статья 1гласит: Все люди рождаются свободными и равными в своем

достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

7 : Статья 2 гласит: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то

ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

8: 3-я статья провозгласила: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

9 : Всего в Декларации 30-й статей. В них были провозглашены жизненно

важные права человека: на равенство перед законом, право вступать в брак и основывать семью, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд, отдых, на образование.

10: Ряд статей Декларации прав человека отражены в Конституции России.

11: Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

12: Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

13: В Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Учитель: знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем классном часе мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями. Итак, каждый человек с рождения имеет свои права. Что же такое – право?

14: Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (С.И. Ожегов)

15: Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

16 : Мы объявляем творческий конкурс «Права ребенка моими глазами» Будем очень рады, если вы примите активное участие и выразите, в своих рисунках, то что для вас главное по данной проблеме.

17: Какими же правами обладает гражданин государства?

    Все равны перед законом и судом.

    Каждый человек имеет право на жизнь.

    Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

    Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

    Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

    Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

    Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

    Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Каждый человек имеет право владеть имуществом.

    Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Каждый человек имеет право на труд.

    Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

    Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

(Ролевая игра «Юридическая консультация»)
Учитель:
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права. И к вам за советом обращаются литературные герои. Подумайте, какие права нарушены и разъясните нашим героям их права.
М а у г л и . Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. И вот я попал в общество людей. Люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? Имею ли я такие же права, как и все люди?
17: Конечно, вы имеете те же права, что и все люди. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей. Иникто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство, подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
18: Конечно, нарушает. Каждый име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки, на уважение его достоинства.
Зайчик. Жил я, заяц, рядом с лисой. У лисы была избушка ледяная, а у меня- лубяная. Пришла весна-красна! У лисы избушка растаяла, а моя осталась стоять по-старому. Вот лиса и попросилась у меня переночевать, да из избушки то и выгнала. Имела ли лиса на это право?

19: Нет, лиса не имела такого права. Ведь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Лягушка – путешественница . Жила-была я себе спокойненько. Сидела в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы благополучно. Но решила я попутешествовать. Предложила лягушкам взять в свои клювы прутик, а я прицепилась за него посередине. Утки летели, а я ехала. Но случилась одна неприятность, и я приземлилась в чужое болото. А утки за мной не возвращаются. Имею ли я право на возвращение домой или на новое место жительства?

20: Конечно, ведь каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.

Буратино . Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу. Иначе, сказал он, меня ждут ужасные опасности и страшные приключения. Я хочу быть умненьким-благоразумненьким. Но я ведь деревянненький, - мальчишки в школе меня засмеют. Что же мне делать?

21: Конечно Вам надо идти в школу. Каждый человек имеет право на образование и право на уважение человеческого достоинства.

22: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. А взрослые обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми.

23: Все мы знаем свои права, но не все знают и выполняют обязанности, возложенные государством.

24: обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (С.И. Ожегов)

    Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
    памятники истории и культуры.

    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

    Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

    Права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

    Каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

25: Защищая свои права, мы всегда должны помнить о своих обязанностях и выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы. Вовремя приходить на занятия. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы. Бережно относиться к школьному имуществу.

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку по­ведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1
Мама
. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
26: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.
Сценка 2
Учитель . Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Объясните, пожалуйста, Диме, в чем она не прав.

27: Кроме прав у Димы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУ­ГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только помыли!
И в а н о в . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

28: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Пет­ров?

29: Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Вот такой борец за права ре­бенка! Может быть, он прав?
30: Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Сценка 6

Маша: Здравствуйте, Мария Ивановна! Можно войти? (На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики).

Учитель: Что у тебя за внешний вид? Это же школа!

Маша: Имею право на индивидуальность.

Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

31: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав.

Учитель: итак, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

32: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся: Я – дитя Природы, поэтому я...

33:Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

34:Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

3 5:Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством.

Учащиеся: Я – носитель разума, поэтому я...

36:Не совершаю бездумных действий.

37:Несу ответственность за все, что со мной происходит.

38:Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.

Учащиеся: Я ценю жизнь и поэтому я...

39:Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

40:Я помогаю.

41:Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье.

Учащиеся: Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

42:Осознаю, что я человек.

43:Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

44:Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений.

Учащиеся: Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

45: Стремлюсь хорошо учиться.

46:Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

47:Посажу дерево, построю дом, выращу детей.

Учащиеся: Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

48:Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

49:Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

50:У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.

Учащиеся: Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

51:Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

52:Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

53:Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

54 : О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

55 : Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Как минимум раз в год мы слышим по радио, телевидению или же читаем в сети о том, что 10 декабря - День прав человека. Но далеко не все знают, почему именно эта зимняя дата избрана для того, чтобы отметить этот праздник. Что же он означает? Многие называют его "праздником правозащитников", и они не очень далеки от истины. Все дело в том, что именно тогда, в 1948 году был принят очень важный документ. Он, собственно, и положил начало современному понятию о том, человека. Это произошло на заседании Ассамблеи новой межгосударственной структуры - Она только начинала свою работу и нуждалась в принятии установлений и договоров.

Международный День прав человека стал таковым только после того, как в 1945 году, после осознания ужасов, трагедий и массовых убийств II Мировой войны, была создана специальная международная комиссия. Она объединила юристов многих стран и континентов, а также национальных и религиозных традиций. Они должны были путем консенсуса определить, какие именно базовые принципы, определяющие приемлемы для всех рас, государств и этносов. Эти положения стали основой документа, кодифицировавшего общую, универсальную для всех норму, к которой следовало стремиться любой стране, ставшей членом ООН. Речь идет о Билле, ставшем частью уважаемой межгосударственной организации.

Международный День прав человека приближали и многочисленные неправительственные движения, которые не только следили за процессом, но и добивались того, чтобы в документ вошли различные свободы, неотъемлемые от понятия «достоинство». Право жить, быть свободным от насилия и голода, возможность исповедовать любую религию - все это было включено в обязательный список. Достижение и реализация этих прав были признаны приоритетом, который стоит выше, чем Вот почему дата принятия этого документа празднуется как Международный День прав человека. Ведь защита этих принципов является делом всех государств, правительств и народов.

Наконец, документ, названный был вынесен на голосование в 1948 году. Датой его рассмотрения избрали десятое декабря. Среди участников тогдашней Генеральной Ассамблеи не было ни одного, который бы высказался против его принятия. Хотя восемь стран, среди которых был и СССР, воздержались, несмотря на то, что советские юристы тоже принимали участие в создании Декларации. Но она была принята, и с тех пор Международный День прав человека отмечается каждый год на всем земном шаре. Он не дает нам забыть о том, что существует список из 30 основных принципов, которые обеспечивают наше достоинство. Любое государство обязано их продвигать, защищать и оберегать, несмотря на свой политический строй.

Возможно, многие из нас и скажут, что эта Декларация - всего лишь лист бумаги. Однако дело в том, что это общепризнанный стандарт прав человека. Их можно нарушить, но нельзя отнять. Поэтому требовать соблюдения этих прав не только можно, но и нужно. Недаром в 1993 году участники всемирной конференции в Вене, которая собрала 171 государство, подтвердили свою приверженность Декларации и готовность своих правительств руководствоваться этим стандартом. Вот почему Международный День прав человека - это дата, напоминающая нам о том, что существуют принципы и нормы, которые охраняют наше достоинство, и они должны соблюдаться для всех без исключения.

4 декабря 1950 года на Пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря Всемирный день прав человека (Human Rights Day). Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.

Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

«Образование в области прав человека - это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства…» - отрывок из выступления Генерального секретаря ООН.

Во Всемирный день прав человека принято уделять внимание не только личным правам человека, но и в глобальном смысле средствам защиты, с помощью которых человечество стремится остановить голод и нищету, рост международной преступности и наркомафии, СПИД и другие опасные явления, а также отразить угрозу термоядерной катастрофы и экологического кризиса. Все люди на Земле должны быть допущены к обладанию существенными материальными и духовными благами. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.

Первое упоминание о свободе встречается в XIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности.Международный день прав человека - это напоминание, что никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав: на жизнь и личную неприкосновенность, свободу. Сейчас права не делятся на классы и функционируют как на государственном, так и на международном уровне. Любой человек, если у него возникнут проблемы, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека.

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В настоящее время Декларация опубликована более чем на 360 языках и является документом, переведенным на наибольшее число языков мира, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Главные принципы документа:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи;

- признание их равных неотъемлемых прав, которое является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Признание необходимости того, чтобы права человека охранялись властью закона - это подтверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, а такжерешение содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.

В Декларации выделены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека :

1) Гражданские права:

- право на гражданство;

- право изменить свое гражданство;

- право на участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей;

- право на всеобщее и равное избирательное право;

2) Политические права:

- право на жизнь, свободу и личную безопасность

- право на справедливое и открытое правосудие

- право на свободу мысли и совести

- право на мирные собрания (№ 3, 18, !9, 20, 10);

3) Экономические права:

- право владеть имуществом единолично так и совместно с другими;;

- право на неприкосновенность своего имущества;;

- право на равную оплату труда;

- право на защиту от безработицы;

- право на справедливые и благоприятные условия труда (№ 17);

4) Социальные права:

- право на социальную обеспеченность и социальную защиту;

- право на образование;

- право на отдых;

- право на свободное участие в профсоюзах;

- право на оплачиваемый периодический отпуск (№ 25, 26, 22, 24, 23);

5) Культурные права:

- право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;

- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является (№ 27).

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира .

Эти даты - даты нашего времени!

Это время настойчиво требует обратить особое внимание всех на наши проблемы, проблемы подрастающего поколения.

XXI век - век ребёнка

Из истории

1945г. основана Организация Объединённых Наций. Это международная организация по поддержанию мира и безопасности. Права человека заложены в Устав ООН как основополагающая и ключевая проблема деятельности этой международной организации.

10 декабря 1948г. утверждена и провозглашена Всеобщая Декларация прав человека

20 ноября 1959г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей.

2 сентября 1990г. вступила в силу Конвенция о правах ребёнка, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государство защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет.

19 ноября 1993г. Белорусский парламент принял закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (с изменениями и дополнениями 1996г, 2000г.)

Декларация с латинского «провозглашение»

Конвенция с латинского «согласие»

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берёт на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчёт в ООН о положении детей в своей стране.

54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребёнка. Более 130 стран, включая Беларусь, приняли всю серьёзность документа. Присоединение же к декларации - лишь намерение государства следовать её положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является КонвенцияВыбор языка


Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, стала первым документом ООН, касающимся прав детей. В ней сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать пользование всеми правами и свободами на благо их и общества.

Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка - первый и основной международно-правовой документ, где права ребенка стали рассматриваться на уровне международного права. Статьи Конвенции детализируют индивидуальные права детей на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Во время проходивших в сентябре-октябре 2013 года в центральных учреждениях ООН Дней международных договоров ООН призвала государства-члены, которые еще не сделали этого, ратифицировать Конвенцию о правах ребенка и факультативные протоколы к ней, подчеркнув, что это жизненно важно для защиты детей от насилия и жестокого обращения во всем мире.

Беларусь ратифицировала Конвенцию еще в 1990 году, а в соответствии с ней 19 ноября 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». 2013 годдля Закона является юбилейным - 20 лет со дня принятия.

Закон содержит основные положения Конвенции. Статьи закрепляют правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяют принципы государственной политики в отношении ребенка, его право и обязанности, а также обязанности физических и юридических лиц по защите детства. В Законе перечисляются права детей: неотъемлемое право на жизнь (ст. 4), на достойный уровень жизни (ст. 8), на здоровое развитие, охрану и укрепление здоровья, гражданство (ст. 7), на имя (ст. 20), на защиту чести и достоинства (ст. 27), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28), на свободу объединений (ст. 26) и др. Закреплены не только права, но и обязанности несовершеннолетних: соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан и т.д.

Сегодня Республика Беларусь - это государство, где забота о детях является одним их приоритетных направлений социальной политики. На 1 января 2013 г.численность детей составила 1741,8 тысячи человек, то есть 18,4 % от общей численности населения. Детям предоставляется бесплатное обязательное общее базовое образование, всеобщий доступ к дошкольному, профессионально-техническому образованию. Более 75 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения - этот показатель является одним из самых высоких в СНГ. Уровень грамотности молодежи в Республике Беларусь составляет 99,8 процента. По этому показателю Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. Успешно функционирует система дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях которой занимается каждый второй школьник страны. Созданы условия для самореализации детей в общественной жизни.

Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное - силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».

Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством,т. к. по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.

Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощии защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».

Каждый из вас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.

Вы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.

Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами на вас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.

Каждый из вас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья и определение путей путей его достижения. Стремление к счатью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.

День прав человека – это международный и национальный праздник, установленный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года №423-V и отмечаемый начиная с 1950 года, 10 декабря ежегодно. Именно принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году положило начало празднику. Общий надзор над проведением празднования возложен на Верховного комиссара по правам человека. В России этим днем ознаменовано проведение различных официальных и неофициальных мероприятий, среди которых различные санкционированные митинги и демонстрации. Как правило, митинги посвящены событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе, как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей. Этот праздник позволяет каждому человеку быть причастным к почтению памяти жертв политических репрессий, искоренению ненависти и расовой дискриминации.

Человек права имеет
И никто отнять не смеет
Этих прав у человека,
Ведь даны ему навеки.

Право жить и выбирать,
Дом иметь и не страдать,
И работать, и учиться,
Даже право есть жениться!

И любить, и увлекаться,
И отчаянно меняться,
А еще быть честным очень,
Хочет он или не хочет.

Нету прав, чтоб убивать,
Чтобы горя добавлять!
Будь уверенным в правах,
Знай, они не на словах!

С Днем прав человека! Пусть право на труд
И право на отдых к успеху ведут.
Пусть право на жизнь даст свободно дышать,
А право учиться - побольше узнать!

Права свои знай, их нарушить не дай,
Чужие права так же не нарушай,
А в праздник всех прав от души улыбнись,
Чтоб стала светлее и радостней жизнь!

Что такое права человека?
Это право работать и жить.
Это право в заслуженный отпуск
Отдохнуть, ни о чем не тужить.

Это право ходить в свою церковь.
Это право детишек растить.
И в любую минуту, запомните,
Это право - свободными быть!

Права человека безумно важны,
О них никогда нам нельзя забывать!
Помните, все мы на свете равны,
Не должен никто наших прав нарушать!

Знание прав - это к счастью наш ключ,
Нужно права свои знать на зубок!
Каждый, кто знает права, тот могуч,
Помни об этом всегда, мой дружок!

День прав человека сегодня,
Примите мои поздравления,
Права не забудьте, ребята,
В момент принятия решения.

Пусть чтиться закон и порядок,
Права пусть нас защищают,
Пусть честность и справедливость
В жизни нашей всегда заправляют.

День прав человека справляем,
Я всех призываю, друзья,
Быть в рамках закона и помнить о главном:
Нарушить права нам нельзя.

Пусть каждый права свои знает,
За правду горою стоит,
Все нормы всегда соблюдает,
Пусть честь и достоинство чтит.

У человека есть свои права,
Их День сегодня отмечаем.
Они важны... не просто ведь слова,
А потому сердечно поздравляю!

Пусть процветает в мире благодать,
Пусть справедливость торжествует.
Пускай никто не будет унывать,
Пусть не бывает небо хмурым.

Нужно знать всегда свои права:
Жить, любить и верить, обучаться...
Тема, может быть, и не нова,
Но помните, не стоит прав стесняться!

Возраст, пол и раса не важны,
Только чужих прав не нарушайте!
Будьте всегда истине верны,
Верный путь по жизни выбирайте!

За права боритесь постоянно,
Если кто их вздумал нарушать!
Будем повторять вам неустанно,
Что права свои всем нужно знать!