Меню

Ионыч характеристика, анализ рассказа ионыч. Семья туркиных в рассказе ионыч чехова сочинение Жанр, композиция, направление

Приборы

Одними из основных персонажей произведения являются члены семейства Туркиных, которое считается самым образованным и талантливым в небольшом губернском городке.

Писатель представляет семью в качестве знакомых главного персонажа произведения Ионыча, доктора Старцева, относящихся к состоятельному дворянскому сословию, имеющему собственный каменный дом и пригородное имение. Отличительными чертами членов семьи является их радушие и гостеприимство, сочетающиеся с сердечной простотой, любовью к угощению гостей вкусными обильными яствами и развлечению своими талантами.

Глава семьи Туркиных, Иван Петрович, обладая своеобразным талантом коверкать используемые слова, увлекается рассказыванием шуток и анекдотов с использованием своего придуманного языка.

Его супруга, Вера Иосифовна, страдающая давней мигренью седая женщина средних лет, занимается написанием романов, которые не содержат реальной действительности и с трудом воспринимаются слушателями. Книги Туркиной-старшей не издаются, хотя сама Вера Иосифовна оправдывает такое положение вещей лишь тем, что не нуждается в средствах.

Супруги с трепетом и любовью относятся друг к другу, используя в ежедневном обращении нежные, уменьшительно-ласкательные слова.

Дочь Туркиных, восемнадцатилетняя Екатерина Ивановна, называемая родителями Котиком, мечтает в будущем о карьере великой пианистки, самозабвенно демонстрируя своеобразную исполнительскую манеру игры на фортепьяно, вбивая клавиши внутрь инструмента.

У главного героя рассказа вспыхивает влюбленность к девушке, он предлагает ей стать его женой, однако Екатерина Ивановна не мыслит жизни без искусства и отказывает Ионычу.

Впоследствии, поступив в консерваторию, Екатерина понимает, что является лишь посредственным музыкантом и возвращается в дом к родителям, поскольку доктор Старцев более не желает видеть девушку собственной супругой.

Спустя годы в доме семейства Туркиных время как будто остановилось и члены семьи, как механические заводные куклы, продолжают свою бездарную жизнь, рассказывая глупые анекдоты, пописывая никому ненужные романы и ежедневно музицируя на рояле.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Земля наш дом (рассуждение)

    Среди всех планет солнечной системы Земля, единственная планета, где есть жизнь. Космонавты утверждают, что из космоса земля очень красивая. И когда смотришь на этот зелено-желто - голубой шарик из космоса – дух захватывает.

  • Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы.

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

    Зависть - это одно из самых плохих качеств человека. Она непременно губит личность, доброту и мировоззрение человека, порождая хаос и грубость. Зависть живет где - то внутри и каждый раз извивается червяком, завидев красивую одежду или новую машину.

План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч»

Тема урока : От доктора Старцева – к Ионычу

Учебник : учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. И.Н.Сухих.- М

Оборудование : портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», карточки для организации работы в группах, вопросы для восприятия текста.

Оформление доски

Тема: От доктора Старцева- к Ионычу (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф: Человека создает сопротивление окружающей среде. А. М. Горький

Слева слова: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»,- писал А. П. Чехов.

Цели урока

Образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа

Воспитательная: осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя)

Развивающая: развитие аналитического мышления и культуры монологической речи

Задачи

1) Обеспечить условия формирования опережающего, сопутствующего и итогового восприятия художественного текста.

2). Обеспечить необходимость перечитывания текста, развивать навыки квалифицированного читателя.

3). Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения добывать знания как альтернативу потребления готовой информации о тексте.

4). Развивать коммуникативные навыки и индивидуальные способности через возможность выбора заданий и вопросов.

А.П. Чехов «Ионыч»

Вопросы для опережающего восприятия

1. Какова центральная тема рассказа?

2. Какова основная идея произведения?

3. Какова композиция рассказа?

4. О чем заставляет задуматься фамилия героя? Старцев – фамилия на протяжении рассказа подчеркнута, и лишь в пятой части – Ионыч. Почему? Старцев – какова этимология фамилии в рассказе? Почему рассказ назван не «Старцев», а «Ионыч»?

5. Каковы взгляды, характер этого человека?

6. Как соотносятся в рассказе автор и повествователь? Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какой видели Екатерину Ивановну автор и его?

7. Какую роль в рассказе играет время?

8. Какие изменения происходят в семье Туркиных? Меняется ли Ионыч вместе со

временем внешне и внутренне?

9. Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Как герой отрезает себе путь к любви, не задерживает свою деградацию, утрату человеческой личности?

10. Изменили ли Туркины или город Старцева? И виноваты ли они в превращении Старцева в Ионыча?

11. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

12. Как используются художественные детали в раскрытии образов героев, собирательный образ жителей города С?

13. Является ли рассказ страстным протестом против разрушения человеческой личности?

14. Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»

15. Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

16. Актуален ли рассказ в наше время?

Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духового оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Автор обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Он болезненно чувствует жизненную нескладицу и не имеет сил не высказаться. Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

    Сообщение учащегося «История создания рассказа « Ионыч»

Впервые образ героя Старцева возникает в представлении писателя в 1897 году. Об этом свидетельствуют сделанные им запииси в дневниках. Уже тогда Антон Павлович решает показать вселенскую скуку жизни и ее бесцельность. Ведь Старцев, а попросту Ионыч, как все его называют, остановился в развитии лет так в 20. Дальше – деградация как человека. В пользу этого свидетельствует рефреном звучащая фраза: «Не надо бы толстеть». Но тем не менее продолжает толстеть, так что рессоры выездной коляски уже под ним прогибаются. Да и сама коляска из года в год становится все более массивной. Последняя запись в дневниках Чехова: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом…»
Окончательно Чехов оформил свои записки в рассказ «Ионыч» в мае-июне 1898 года в имении Мелихово. Всентября того же года произведение напечатано в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива».

Скорее всего, картины провинциального городка из рассказа «Ионыч» восходят к жизни родного города писателя Таганрога. Также многое писатель почерпнул в среде московских врачей, с которыми Антон Павлович общался по роду своей основной врачебной деятельности. Это быт семьи Туркиных. Первоначально в записках у Чехова они носят фамилию Филимоновых. Чехов отмечает, что Филимоновы – талантливая во всех отношениях семья. Он острит, она пишет либеральные рассказы, дочь тоже талантлива – играет на фортепиано. Такая семья и правда кажется интересной и необычной в условиях уездного городка. Но не более того. Через три года Ионыч понял всю убогость Филимоновых, ставших в процессе работы над их образами Туркиными

Читать рассказ «Ионыч» следует, вдумываясь в каждую мелочь, потому как мелочи у Чехова возведены в абсолют, приобретают вневременное значение и вселенские масштабы. Так об «Ионыче» отзывались литературные критики, которые хорошо приняли его и высоко оценили.

Организация групповой работы на уроке

Проблемный вопрос урока: Какие причины привели к омертвлению души доктора Старцева?

1 группа

Образ Ионыча

Проанализировать « глагольность текста » (глаголы, относящиеся к Старцеву).

    Доказать, что Старцева как бы втягивают в некое действие (проанализировать роль страдательных кратких причастий).

    Когда подчинённость действия Старцева сменяется глаголами настоящего и прошедшего времени? Означает ли это свободный выбор персонажа (обратить внимание суффикса ся )?

    Глаголы какого времени использованы в 4 главе? А в пятой? Почему прошедшее время сменяется настоящим? Где настоящий Старцев?

    Деградирует ли Старцев?

    Эпизод « Старцев слушает музыку в доме Туркиных ». Совпадают ли автор и повествователь? Однозначна ли позиция автора? Какого авторское отношение к Старцеву?

Портреты от « доктора Дмитрия Ионовича Старцева » до « Ионыча »

    Каков портрет Старцева в начале рассказа (есть ли он)?

    Проследить: меняется ли портрет к финалу рассказа.

    Деградирует ли Старцев? Всегда ли был Ионычем (только молодым, солидным, зрелым)?

    Почему рассказ называется Ионыч (не « Доктор Старцев », « История доктора Старцева », и др.)? Почему фамилия персонажа « Старцев »?

    Есть ли портреты у членов семьи Туркиных? Случайно ил отсутствие подробного описания лица Старцева на фоне портретов членов семьи Туркиных, где портрет есть даже у Павы?

    Занесите свои наблюдения в таблицу (см. сл. страницу):

Глава

Имя

Социальное положение

Внешность

Одежда

Мимика и жесты

Речь

Характерные поступки

Лицо

Глаза

Развлечения Старцева Дмитрия Ионовича

    Сравните характер развлечений Старцева в начале и финале рассказа:

§ Театр;

§ Чтение;

§ Прогулки.

    Меняется ли Старцев или развивается то, что было изначально?

    О чём размышляет Старцев (сцена на кладбище)? Об искусстве ли эти мысли?

    Занесите свои наблюдения в таблицу

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Отношение Старцева к Екатерине Ивановне

    Душа или тело волнуют Старцева в Екатерине Ивановне? Проанализируйте эпизоды:

§ «Первая встреча – представление»;

§ «На кладбище»: чего ждал, что видел;

§ «Старцев слушает музыку»;

§ «Объяснение с Котиком».

§ «Старцев и Котик едут в клуб»;

    Сцена объяснения: какие мысли и слова перемежаются и спорят, отрицают друг друга? Что победит?

    Готов ли Старцев на подвиги во имя любви?

    Можно ли утверждать, что это «любовь Ионыча»: противоречивость сознания; разные начала, живущие в нём? Можно ли сказать, что он и в любви изначально Ионыч, доктор, которого интересует лишь физиология, материальное?

    Хорошо или плохо, что женитьба Старцева и Екатерины Ивановны не состоялась?

    Любил ли Старцев Екатерину Ивановну?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Деградация доктора Старцева?

Деградация – отход от высоких идеалов, неизбежная победа низменных интересов, утрата человеческого в человеке.

1. Как меняется отношение Старцева к культурной жизни, какие интересы пропадают (если пропадают), какие появляются?

2. Как меняется отношение к семье Туркиных?

3. Как меняется отношение к Екатерине Ивановне?

4. Как меняется отношение к работе?

5. Как меняется его имущественное положение?

6. Как меняется характер?

7. Как меняется отношение к обывателям города?

8. Как меняется обывателей города к Старцеву?

9. Сопоставьте начало и итог (финал) истории Старцева. Сделайте вывод о справедливости заголовка нашей работы. Деградирует ли Старцева?

10. Как нашло это выражение в отношении к персонажу автора?

11. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

2 группа

Образы Туркиных

Карточки для организации работы внутри группы

Меняются ли Туркины?

    Проследите, меняются ли Туркины от начала к финалу рассказа?

1 глава

начало рассказа

2, 3 главы

год

4 глава

4 года

5 глава

    Что меняется, что остаётся неизменным?

    Найдите в тексте примеры иронии, гротеска при описании семьи Туркиных. Докажите, что ирония и гротеск сменяются в финале сентиментально-трогательными портретами семьи Туркиных. Почему так?

    Туркины ли изменили Старцева до Ионыча?

    Что привлекает, вызывает грустное сожаление в образах Туркиных?

    Почему новелла заканчивается эпизодом с Туркиными? Каков смысл последней фразы Ивана Петровича?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Портреты членов семьи Туркиных

    Найдите портрет каждого члена семьи Туркиных в начале и финале рассказа.

    Меняются ли портреты, как? Это внешние или внутренние изменения?

    Какого отношение к Туркиным Старцева? Автора? Почему их позиции не совпадают?

    Подведите итоги , сформулируйте итоговое выступление.

3 группа

Карточки для организации работы внутри группы

Интерьер в рассказе А. Чехова « Ионыч »

    Доказать текстом, что дом, семья Туркиных в поле зрения читателя постоянно.

    Есть ли дом у Старцева?

    Старцев имеет дома , покупает дома, но есть ли у него дом, семья?

    Докажите текстом, что интерьер (дом Туркиных) играет роль обрамления в композиции рассказа.

    Почему рассказ заканчивается Туркиными, а не Старцевым?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Цветовая деталь в рассказе А. Чехова « Ионыч »

    Какие краски сопровождают образ Старцева?

    Расцвечиваются ли действительность когда Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну?

    Какие другие краски есть в рассказе? Кого они сопровождают?

    Какую роль играет цветовая деталь в рассказе?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Лиризм новеллы А. Чехова « Ионыч »

    Перечитайте эпизод: монолог Старцева, желающего объясниться в любви к Котику.

    Проследите как в этот монолог включается пейзажная зарисовка: « приближалась осень , и в старом саду было тихо , грустно, и на аллеях лежали тёмные листья », « уже рано смеркалось ».

    А. Чехов рисует пейзаж. Но почему в объяснении в любви входит пейзаж осенний ? Почему « грустно »? Почему « уже »? Какое настроение создаёт пейзаж? Какое « подводное течение » начинает чувствовать читатель?

    Случайно ли, получив отказ на другой день, Старцев « прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью …», « дня три у него всё валилось из рук, он не ел, не спал, но… успокоился и зажил по-прежнему ». Удивлён ли читатель? Почему?

    Случайно ли, главка заканчивается словами Старцева: « Ох, не надо бы полнеть! ».

    Есть ли в новелле подобные лирические эпизоды? Как создаёт в них автор нужное лирические настроение, подводное течение (например, сцена на кладбище)?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Итоговый вывод учащихся

Внимательная работа с текстом убеждает нас, в том, что художественная мысль Чехова движется от частного к общему: Судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, проявление общей неустроенности.Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека.

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Следует вывод: если в человеке гаснет способность к сопротивлению обстоятельствам, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого вначале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у который одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все ж создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Подведение итога урока в форме беседы.

Вопросы учителя:

    1. На какие жизненно важные вопросы получили мы сегодня ответы?

      К чему может привести каждого из нас бездуховная и бесцельная жизнь?

      Какую оценку вы можете дать своей работе

Конспект урока литературы в

« Ионыч « А. П.Чехова

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста . Целью этих уроков станет

развитие читательской культуры и понимания авторской позиции. Учитель

решает на этих уроках такие задачи : узнать содержание рассказа « Ионыч«,

структуре; уметь выполнять композиционный анализ прозаического текста,

сравнивать героев разных произведений, интерпретировать текст; обогащать и усложнять словарный запас, развивать умения анализировать,

сравнивать, обобщать.

Для подготовки к уроку учитель предлагает прочитать рассказ

« Ионыч «, составить его простой план, найти в тексте тематические повторы.

Кроме того, семь учеников получают индивидуальные задания :

Составить цитатный план рассказа;

Анализ сильных позиций: сопоставить начало и конец каждой главы;

Два свидания в « Евгении Онегине « и « Ионыче «;

Выразительное чтение сцены « На кладбище «;

Сравнить образы Плюшкина и Старцева;

Сравнить образы Старцева и Гурова;

Сравнить образы Обломова и Старцева.

К уроку учитель готовит оборудование : запись романса Яковлева на стихи

Дельвига « Элегия «, запись « Лунной сонаты « Бетховена.

Доска оформляется таким образом.

Д. И.Старцев и Ионыч

Что такое нормальный человек?

« Человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист,

рутинёр, терпеливый,уважающий всякую власть, домашнее животное «.

(учёный 19в.Ломброзо)

« Нормальный человек похож на готовое платье, продаваемое большими

магазинами. Нормальные люди служат продолжателями рода человеческого и передают потомству из поколения в поколение традиционные взгляды и предрассудки ».(учёный 19в. Ферри)

Учитель начинает урок с мотивации познавательной активности.

Известный русский литературовед Д. Овсянико – Куликовский писал, что

произведение Чехова « Ионыч « рассказывает о нормальном человеке.

А кто такой, по-вашему, нормальный человек?

Обыкновенный, простой, средний, это мы.

Вот как отвечали на этот вопрос знаменитые учёные 19в., современники

писателя.(Учитель открывает записи на доске и читает их.)

Это вызывает большой интерес, спор.

« Нетрудно видеть, что искусство имеет такую возможность с успехом

заниматься исследованием психологии «нормального» человека… Художник

может идеализировать «среднего» человека и находить в нём известные положительные качества… К «среднему» человеку Чехов относился отрицательно, сурово, почти жестоко, и сущность его отрицательного воззрения может быть сведена к мысли, что общество, состоящее из одних

только «средних», так называемых «нормальных» людей, есть общество

безнадёжное, беспросветное, представляющее картину полного застоя, тёмной рутины, из которой нет выхода.» (Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы.В 2 т. М.,1989, т.1, с.475-476)

Задачи урока могут определить теперь сами ученики.

Как вы считаете, какой должна быть задача урока?

С какой целью мы будем изучать именно рассказ «Ионыч»?

Любовь в жизни героев, отношение автора к героям, можно ли считать Ионыча нормальным человеком и т. п.

Также мы попытаемся разобраться в особенностях композиции произведения.

Затем следует проверка домашнего задания .

Несколько человек читают план рассказа.

1.Д. И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных.

2.Любовь (?) Старцева к Екатерине Ивановне.

3.Разлука.

4.Последняя встреча с Екатериной.

5.Жизнь Ионыча.

Почему во 2 пункте «любовь» может быть под вопросом?

Это влюблённость или физическое влечение.

На что обратили внимание, создавая план?

Композиция «Ионыча» похожа на композицию «Дамы с собачкой». Она строится на тематических повторах. В 1-4 главах герой – Старцев, в5 главе

Ионыч. В 1-4 главах глаголы в форме прошедшего времени, в 5 главе – в форме настоящего времени.

Найдите сюжетные элементы рассказа.

1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных.

2.Завязка. Влюблённость.

3.Развитие действия. Свидание. Предложение.

4.Кульминация. Дмитрий на кладбище.

5.Развязка. Последнее свидание.

6.Эпилог. Ионыч (5 глава).

В это же время на доске ученик записывает цитатный план рассказа, то есть индивидуальное задание.

1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А. Дельвиг).

2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…».

3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…»

4.»…и огонёк в душе погас».

5.»Куда это Ионыч едет?»

На следующем этапе урока происходит формирование умений и навыков .

Составим хронологическую схему рассказа.

Сколько времени проходит между главами? Что меняется в жизни Старцева?

1. Дмитрий Ионыч Старцев.

Лошадей не было.

1 год

2. Пара лошадей и кучер Пантелеймон.

1 день

3.

4 года

4. Тройка с бубенчиками.

несколько лет

5. Ионыч.

Едет не человек, а языческий бог.

«Его главный приём, здесь применённый, можно назвать расстановкой вех на жизненном пути доктора Старцева, между которыми автор оставляет

пространство, заполняемое уже читателем в процессе сотворчества. Эти вехи идут по разным, нередко перекрещивающимся направлениям: вехи на пути житейской карьеры доктора; вехи на пути эволюции его вкусов; вехи на развитии и судьбе его романа; вехи на жизненном пути тех людей, которые образуют его среду, и т. д.» (Дерман А. О мастерстве Чехова.- М. 1959,с.78-79)

Чем интересна хронология рассказа?

Две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия, а три главы – о всей остальной жизни.

Почему именно такая композиция?

Эти два дня были самыми счастливыми, герои потеряли подарок судьбы.

«Единичное человека – исходная точка чеховского творчества.

Чехов стремится максимально сжать свои вещи или строит их как бы из

отдельных точек – моментов. Поэтому для него крайне характерно сочетание тщательного, подробного описания отдельных моментов с

неожиданными, резкими пропусками месяцев и даже лет из жизни героя.

Так построена повесть «Ионыч»…Чехов счёл возможным пропускать целые годы из жизни героя и в то же время подробно описал его поездку на кладбище. Здесь хорошо видно, что Чехов исходит из чувства героя. Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя.

Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принесшая герою, - жизнь, подлинное чувство.» (Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П.Чехова. – М.,1982, с.119 – 120)

1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась.

2 глава. Прозаические мысли.

3 глава. Равнодушие.

4 глава. Равнодушие.

5 глава. Туркины всё так же человечны.

«Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок… Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания

процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса.» (Паперный З. Чехов. Очерк творчества. – М.,1960, с. 214)

Определите вид и тип композиции рассказа.

Кольцевая линейная композиция.

«Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. и о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости

жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни,

придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников.» (Крючков В. П. Рассказы и пьесы А. П.Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов, 2002, с. 49)

Вы уже отметили, что в основе композиции лежат повторы. Проанализируем эту особенность композиции. Сопоставим 1 и 4 главы.

Сжатый пересказ этих глав.

Прослушивание записи романса Яковлева на стихи Дельвига «Элегия».

Зачем нужна строчка Дельвига в 1 главе?

Молодость, активность героя.

Назовите тематические повторы в этих главах.

«Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими

словами, как «всякий раз», «по – прежнему», «тоже говорили», «каждый день», «каждую осень».Но ещё более тем, что воспроизводит (лишь с

небольшими вариантами) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев:

дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу, многократно повторяет Иван Петрович свои , шутки, пять раз говорится об игре Екатерины

Ивановны.» (Семанова М. Л. Чехов – художник. – М., 1976, с.171)

Что изменилось в 1 и 4 главах? Что осталось без изменений?

Статичны образы родителей Туркиных, в динамике образы Дмитрия и

Кати.

Сопоставим главы 2 и 4.

Сжатый пересказ главы 2.

Два свидания.

Как изменились молодые люди?

Герои поменялись ролями.

Сравните их поведение на двух свиданиях. Найдите повторы на лексическом

уровне.

Первое свидание

Дмитрий

Второе свидание

Екатерина

«…сильно волнуясь…»

«Ради Бога…пойдёмте в сад».

«…беспокойно билось сердце…»

«…с таким волнением ожидала

вас…»

«Ради Бога, пойдёмте в сад».

«…тревожно билось сердце»

Екатерина на втором свидании повторяет фразы, сказанные Дмитрием на

первом свидании.

Почему Дмитрий и Екатерина поменялись ролями? Почему любовь героев

оказалась несостоятельной?

«Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живёт и действует по некоторой, как бы заранее определённой программе…, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами её фортепьянным

талантам и возрастным…незнанием жизни. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены,

они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими

стереотипами…При первом объяснении она категорична, он неуверен, при

последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же,

повторяемость остаются.» (Катаев В. Б. Старцев и Ионыч. – Русская словесность, 1998, №1, с.14)

Теперь послушаем три индивидуальных задания.

1.Сопоставить два свидания в «Евгении Онегине» и «Ионыче».

2.Сравнительная характеристика образов Обломова и Старцева.

3.Выразительное чтение эпизода «На кладбище» на фоне «Лунной сонаты»

Бетховена.

Лабораторная работа

Лингвистический анализ фрагмента «На кладбище».

Постройте словесные тематические ряды (ключевые слова) трёх мотивов.

любовь

лунная ночь

осень

присутствие тайны,

жизнь тихая, вечная,

прекрасная, ждал

страстно, страсть,

ждёт любви, тела

прекрасные,

томление

лунный свет (3 раза),

хорош и мягок лунный

свет, звёзды, смирение,

глухая тоска небытия,

подавленное отчаяние,

опустился занавес,

луна ушла

тепло по – осеннему,

увядшие цветы,

прощение,

печаль,

покой

Эта сцена на кладбище стала самым поэтическим моментом в жизни Дмитрия. Пейзаж здесь не просто фон, а символ иллюзорности счастья героя. Осенний мотив вносит грусть, сожаление о чём – то уходящем. Мотив лунной ночи подчёркивает тайну бытия и небытия. Последнее предложение 2 главы диссонирует с пейзажем: прозаические мысли Дмитрия отрицают его любовные эмоции. (См. Сосницкая М. Д. «Ионыч» и «Вишнёвый сад» А. П.Чехова. М.,1955)

Какую роль в эпизоде «На кладбище» играет пейзаж?

Это кульминация, герой поэтичен, чувствителен.

«Легкомысленная девичья шутка – назначить свидание на кладбище –

дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир,

не похожий ни на что другое»…, прикоснуться к тайне…Волшебная ночь на старом кладбище – единственное в рассказе., что не несёт на себе печати привычности, повторяемости, заведённости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.» (Катаев В. Б. с.13)

«…эти поэтические строки имеют огромное художественное значение в целом, образуя в нём (рассказе) как бы поворотный пункт: с этого пункта вся композиция поворачивает в другую сторону…В главах первой и второй…всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии…это крепнет и растёт…в сцене на кладбище…достигает своего апогея. Тут – конец «поэзии», и с главы третьей и до конца идёт уже сплошная «проза»…Всё вместе представляет собою стройную, гармоничную – я готов сказать: музыкальную – композицию…Это особое настроение души, вызываемое мастерским изображением бренной и робкой «поэзии», прозябающей в душе сухой и прозаической, и её как бы лебединой песни – на кладбище, и рядом воспроизведением всесильной, всепоглощающей, торжествующей «прозы» жизни».(Овсянико-Куликовский Д. Н. с.480-481)

Затем слушаем ещё одно индивидуальное задание.

Сравнительная характеристика образов Плюшкина и Старцева.

На следующем этапе урока нас будет интересовать образ Дмитрия

Старцева.

Почему в первых главах Старцев – Дмитрий Ионыч, а в последней главе –

Ионыч?

Он стал своим в городе С.

«Повесть о докторе Старцеве называется «Ионыч». «Старцев» –фамилия и только. «Ионыч» – отчество, но не только. «Ионыч» звучит подчёркнуто неофициально, разговорно, фамильярно. «Старцев» – сухо, «Ионыч» – интимно, привычно, по – домашнему. И то, что повесть названа именем «Ионыч», как будто ещё хранящим тепло людского общения, придаёт заглавию особый смысл». (Паперный З. Записные книжки Чехова.М., 1976, с.58)

«Доктор Старцев перестал быть «поляком надутым», непонятным и неприятным снобом…Теперь он свой, понятный и предсказуемый, такой же,

как они». (Штильман С. Учимся читать классику от заглавия до последней

строки. М., 2002, с.76)

Что вы можете сказать о фамилии героя?

Фамилия персонажа говорящая. Она говорит о старении тела и души

Дмитрия.

Почему каждый член семьи Туркиных описан подробно, а портрет Ионыча

есть только в последней главе? Найдите и прочитайте.

Образ Дмитрия меняется. Важно то, к чему он приходит в конце.

«…часто у Чехова внешне, через портрет и речь, обрисованы герои

второстепенные, а не главные. Читатель смотрит на второстепенных персонажей глазами главного героя, их он видит, а главному герою сопереживает…Никак нельзя…объяснить судьбу таких героев, как Ионыч…

их особенными, индивидуальными чертами». (Линков В. Я. с.102)

Прочитайте последние слова Ионыча. Почему именно эти слова в финале?

У героя отмирает лучшая часть души, он не помнит даже счастливых

моментов жизни.

Почему в пятой главе глаголы в форме настоящего времени, а в остальных –

в форме прошедшего времени?

Пятая глава – это настоящее героя, всё поэтическое осталось в прошлом.

«Однако парадоксальность повести в том, что беспощадный приговор, который мысленно произносит Ионыч Туркиным и в их лице – всему городу, оборачивается и приговором самому себе. И порывает он не только с Катериной Ивановной, Котиком, но – с любовью, с возможностью любить. Отталкиваясь от Туркиных, он опускается гораздо ниже Туркиных. И в сущности, теряет какое бы то ни было право их судить…Сравним заключительные слова об Ионыче и о Туркиных. «…и кажется, что едет не

человек, а языческий бог». «Не человек» – это и есть итог Ионыча. Ионычперестал быть человеком…Туркины не изменились, они всё такие же претенциозно–банальные люди; но – люди. А Ионыч–не человек…Катерина

Ивановна «похварывает» – так можно сказать о человеке. А у Ионыча «горло заплыло жиром» - так естественнее сказать о каплуне, которого откармливают на убой…Туркин плачет, прощаясь с родными, он их любит, пусть по – своему, но он способен любить и потому неизмеримо выше Ионыча». (Паперный З. Записные книжки Чехова.М., 1976, с.52-54)

«Однако Екатерина Ивановна в этом выморочном, мёртвом доме ещё

жива…Отрезвление к ней уже пришло. Бывшая капризная и кокетливая кошечка стала глубоко чувствующей и переживающей личностью. Но кому

здесь оценить её по достоинству?» (Штильман С. с.76)

«С одной стороны, мы сочувствуем Старцеву и готовы признать, что он имеет основание презирать обывателей города С. Но, с другой стороны,

мы приходим к мысли, что,вероятно, некоторые (а может быть, и многие) из тех, кого он презирает, могут быть в иных отношениях гораздо лучше его и что он, собственно говоря, не имеет нравственного права относиться к людям с нескрываемым презрением за то только, что эти люди «средние» и рутинные, что природа не наделила их таким умом, какой у него». (Овсянико-Куликовский Д. с.477)

Почему Чехов называет город С., а не, например, Саратов?

Это самый обычный провинциальный город, таких в России очень много.

«Провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом – чрезвычайно распространённое место свершения романных событий в XIX веке. Такой городок – место циклического бытового времени. Здесь нет событий, а есть только повторяющиеся «бывания». Время лишено здесь поступательного исторического хода, оно движется по узким кругам: круг

дня, круг недели, месяца, круг всей жизни. День никогда не день, год не год, жизнь не жизнь. Изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова и так далее. Люди в этом времени едят, пьют, спят, имеют жён, любовниц (безроманных), мелко интригуют, сидят в своих лавочках или конторах, играют в карты, сплетничают. Это обыденно-житейское, циклическое бытовое время». (Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.М., 1975, с.396)

Наконец последнее индивидуальное задание .

Сравнительная характеристика образов Старцева и Гурова.

Переходим к обобщающей беседе.

Какова тема рассказа?

Гибель души, деградация человека.

Кто виноват в этой драме?

Общество, сам Старцев, его родители.

«Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят как соединение двух начал. Мать – природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и

трудно бывает понять, в чём при этом сам он виноват. Но настолько

отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано всё,

чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый – пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет…Судьбу человека в чеховском мире определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности…К несчастьям людей ведёт вечная их разобщённость, самопоглощённость, невозможность в самые ответственные, решающие моменты бытия». (Катаев В. Б. с.15)

«…эти «хмурые люди», «недотёпы» нравственному обогащению предпочитали материальное, «покупались» на комфорт, возможность сладко есть и мягко спать и при этом как можно меньше отдавать себя людям, работе, семье. А материальное обогащение тем и коварно, что, занимая всё больше пространства вокруг человека, вытесняет из него его самого, «выживает» его». (Штильман С. с.81)

«Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без

каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего

и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой – нибудь низменной страсти,- вот жестокий удел таких натур, как Старцев…Хорошего тут, разумеется, ничего нет…нормально ли это?…вполне нормально – для того порядка вещей, для того уклада общественности, который существует повсюду в цивилизованном мире, и все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, в высокой степени типичен для современного человечества…страсть к наживе…деловитость, способность к

труду, - не из любви к самому делу, а исключительно ради обогащения,-превращение деятельности…в погоню за деньгами – разве это не характерно,

не типично, разве это не настоящая, современная рутина?» (Овсянико –

Куликовский Д. с.478-479)

Отметим особенности композиции .

Назовите тип композиции. Линейный.

Каков вид композиции? Кольцевой.

Какие композиционные приёмы использованы?

Повтор, монтаж. В 1 главе описывается салон Веры Иосифовны, тут же доносится запах лука. Эти детали вместе создают атмосферу пошлости – монтаж.

«Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном

принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для

других чеховских рассказов». (Троицкий В. Рассказ «Ионыч» в семиотическом аспекте. – В книге: Язык и стиль А. П.Чехова. Ростов, 1986, с.24)

В конце урока ученики пишут эссе на одну из тем:

1.Нормальный человек в начале XXI века.

2.Д. И.Старцев и Ионыч.

Домашнее задание .

Прочитать рассказ «Душечка», составить простой и цитатный планы, написать эссе «Моё отношение к героине».

Индивидуальные задания:

1.Анализ сильных позиций.

2.Композиционные приёмы.

3.Сопоставление образов Душечки и Пшеницыной.

Приложение

Композиция

Состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

Языковая композиция

Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов.

Композиционные приёмы

1.Повтор.

2.Усиление.

3.Противопоставление.

4.Монтаж.

Основные виды композиции

1.Кольцевая.

2.Зеркальная.

3.Линейная.

4.Умолчание.

5.Ретроспекция.

6.Свободная.

7.Открытая.

Типы композиции

1.Простые (линейные)

2.Сложные (трансформационные)

Сильные позиции текста

1.Заглавие

2.Эпиграф

3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)

Примерная схема композиционного анализа прозаического текста

1.Составить план текста (микротемы) или сюжетную схему (элементы сюжета и внесюжетные элементы).

2.Обнаружить опорные точки композиции.

3.Выделить в структуре повторы и противопоставления.

4.Обнаружить композиционные приёмы. Определить роль этих приёмов.

5.Анализ сильных позиций текста.

6.Найти ключевые слова. Построить словесные тематические ряды.

7.Определить вид и тип композиции.

8.Обосновать роль конкретного эпизода в тексте.

9.Смысл названия произведения.

Сюжетные элементы

1.Экспозиция

2.Завязка

3.Развитие действия

4.Кульминация

5.Развязка

6.Эпилог

Внесюжетные элементы

Описание (пейзаж, портрет, интерьер), авторские отступления, вставные

эпизоды.


17.3 Каково Ваше отношение к семье Туркиных - это милые и симпатичные люди или ограниченные обыватели? (С опорой на эпизоды рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.)

А.П.Чехов в рассказе "Ионыч" затрагивает проблему деградации человека. Что повлияло на оскудение души героя?

Дмитрий Ионыч Старцев,"дьячковский сын, земский врач", приезжает в город С. и навещает семью "самых талантливых людей в городе", так как " ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными". Чехов описывает некоторые детали каждого члена семьи: Вера Иосифовна читает гостям свой роман о том, "чего никогда не бывает в жизни", Иван Петрович произносит забавные словечки, их дочь, Екатерина Ивановна, Котик, как её называют многие, играет на рояле, а слуга Пава, произносит фразу:"Умри, несчастная!". Когда мы впервые знакомимся с этими персонажами, то думаем, что они довольные милые, добрые и симпатичные люди, которые пытаются развить себя в какой-либо области или просто поднять настроение гостям. Однако позднее Чехов изображает Котика как избалованную, капризную девушку, которая "спит до двух часов", она отправляет влюбленного в нее Старцева на кладбище, насмехаясь над ним, а позже упрекает его в том, что он не понимает шуток.

Спустя четыре года Дмитрий Ионыч, уже имея большую практику, решает снова навестить Туркиных.

С помощью приема повторяющихся описаний Чехов показывает членов семьи уже как простых обывателей, которые на протяжении долгого времени делают одни и те же вещи. Старцев, находясь у них в доме, радуется тому, что "тогда не женился" на Екатерине Ивановне. Когда же он собирается домой, то слышит всё то же восклицание уже немолодого слуги Павы. Реализм в сюжете передает одну из идей произведения: люди, в чьей жизни присутствует пошлость, не способны сделать что-нибудь полезное для общества, они никак не могут быть хорошими, милыми людьми.

Ещё некоторое время спустя Старцева называют уже просто Ионычем, он опустился настолько, что может запросто проходить через комнаты, в которых находятся неодетые женщины и дети, бесцеремонно тыкать во все двери палкой и при этом всём тяжело дышать.

Семья Туркиных не меняется, только лишь Котик мечтает уехать в Московскую консерваторию, но всё никак не может достичь поставленной цели. Мы можем сказать, что Ионыч, попав в общество этой семьи, теряет свои хорошие качества человека, который умеет любить, желать и думать, и превращается в нечто неподвижное, полностью опустившееся на дно. О Туркиных он думает, что "если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

Безусловно, члены описанной семьи могли бы быть милыми и симпатичными людьми, если бы не были такими ограниченными обывателями.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История создания рассказа Ионыч

Писатель начал работать над "Ионычем" в августе 1897 г. Сюжет рассказа "Ионыч" прост - это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Фактически же рассказ - это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя.

Какова центральная тема рассказа?

Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.

Какова основная идея произведения?

Она заключается в призыве "Берегите в себе человека!".

Какова композиция рассказа

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц?

Чехов добивается этого следующими художественными средствами. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении. Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города.

чехов рассказ ионыч старцев

Символика фамилии Старцев. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека?

Фамилии у Чехова, как правило, "говорящие". В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен.

Анализ 1 главы

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа). Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: "своих лошадей у него не было". Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: "Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать".

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте его вслух.

Вывод :

Мы видим, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой "приятной" семье - люди бездарные, неталантливые. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, бездарная, но… все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было "недурственно", не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

(Только одно - смешное, с ее точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: "Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же!.".)

Как и многие писатели, А.П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости, а потом все-таки взял и поехал. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: "У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке". Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Анализ 3 главы

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце…" и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктиром, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: "Но вот прошло 4 года".

Какие изменения произошли в семье Туркиных ? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Кот "уже не было прежней свежести и выражения детской наивности - во взгляде, и в манерах было что - то новое несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома". Иван Петрович, Пава не изменили своему "репертуару". И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним ? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.

Анализ 5 главы

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: "За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски "не закончен". Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: "Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! - И машет платком".

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение. (Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям: жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.)

чехов рассказ ионыч старцев

Вывод

Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лени и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подминается силой обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлении., происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступая перед действительностью, он всем своим существованием врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов ("Враги") и Дымов ("Попрыгунья"). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Как я понимаю призыв " Берегите в себе человека "

Рассказы Чехова учат нравственности и морали. В некоторых из них А.П. Чехов ставит проблему о разложении личности, о "футлярности", то есть скрытности человека. К таким рассказам относятся "Ионыч", "Человек в футляре", "О любви" и другие. Рассмотрим сюжет одного из них, рассказа "Ионыч".

В "Ионыче" повествуется о докторе Дмитрии Ионыче Старцеве, приехавшем в город С. Здесь царит скука, страшная рутина, люди вялые, пассивные. Но Старцев встречает семью Туркиных, считающуюся в городе самой образованной. Там он влюбляется в дочь Туркиных, Веры Иосифовной и Ивана Петровича, Екатерину, которую родители ласково звали Котиком. После некоторого времени, проведенного в кругу Туркиных, он сделал ей предложение руки и сердца, но она отклонила его, объяснив это тем, что хочет уехать в Москву и стать актрисой. Этим она разбила его сердце, после чего он потерял смысл жить и стал просто существовать.

Здесь и начинается разложение личности Старцева. Он перестает радоваться жизни, вливается в саму атмосферу города, толстеет, а жители начинают звать его просто Ионычем.

Пример Дмитрия Старцева доказывает слова А.П. Чехова: "Берегите в себе человека". Я считаю, что, придерживаясь этих слов, можно оградить себя от разложения души, которому был подвержен Ионыч. Самое главное - бороться за жизнь, не вливаться в пассивное состояние окружающей среды и никогда не опускать руки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ "Ионыч" - история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

    презентация , добавлен 29.03.2013

    Высокое звание человека, гражданина, художника. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова "Крыжовник", "Ионыч". Разоблачение обывательщины и беликовщины. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа "Дама с собачкой".

    сочинение , добавлен 26.03.2008

    Краткий анализ рассказа А.П.Чехова "Крыжовник", характеристика образа главного героя - помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения "Крыжовник". Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

    презентация , добавлен 03.06.2013

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова - русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа "О любви", его краткое содержание.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

    доклад , добавлен 29.04.2008

    Время написания рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой", художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

    сочинение , добавлен 06.07.2011

    Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

    реферат , добавлен 09.07.2010

    Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

Удивительная вещь — классика! Перечитывая произведения мастеров слова на новом этапе своей жизни, не перестаешь удивляться тому, что заново открывается в процессе чтения. Примером могут стать рассказы Чехова. Они дают возможность оценить нынешнее время, критерии, которыми определяются жизненные интересы, действия, когда материальные ценности берут верх над духовностью, когда ради наживы человек не жалеет даже себя самого. Особенно интересен в этом плане рассказ «Ионыч». Написан он в 90-е годы XIX века. В это десятилетие в творчестве Чехова все слышнее мотивы движения, перемен.

Герои Чехова испытываются причастностью к жизни, своей способностью услышать время, понять вопросы времени, определяются качеством мечты и способами ее реализации. Но ведь все это проблемы и нашего времени. Поэтому подходы к изучению рассказа -Ионыч», пониманию сути главного героя могут быть разными. Если каждое художественное произведение мы оцениваем с позиции единства содержания и формы, то, говоря о содержании, можно поставить следующую цель: проследить, как человек, поднимаясь по ступеням вверх по лестнице материального благополучия, еще быстрее катится вниз к моральному опустошению; проследить, как меняется его отношение к людям; увидеть картины падения человека, чтобы не повторять его ошибок.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени происходят большие перемены в жизни и облике героя. Сюжет развивается тем быстрее, что фон (город С. и семейство Туркиных), на котором развертывается действие, остается совершенно неподвижным от начала до конца. Время идет, а жизнь в доме Туркиных стоит, как заколдованная, точно время минует их.

Уже в первой главе настораживает замечание автора о главном герое, что он поддается общему увлечению, оценивая мастерство Котика. Кажется, ничто пока еще не предвещает краха, но это слово невольно обращает на себя внимание, как другие замечания автора: своих лошадей у него еще не было; «Когда еще я не пил слез из чаши бытия … » (строки из романса). Будут и лошади, притом тройка с бубенчиками, и кучер в бархатной жилетке, и будут слезы. Но это потом. А пока он молод, здоров, у него интересная работа, благородная цель — помогать страдальцам, служить народу. Он полон надежд, ожидания счастья, не чувствует усталости. Это то, что называют ароматом молодости. Хотя эпиграфом по всему повествованию лучше всего подойдут слова самого Ионыча: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

Их скажет герой чуть позже, когда еще не потеряет способности давать честную оценку своим действиям. В рассказах Чехова часто встречаются интересные характеристики жизни: сонная, куцая, бескрылая, бесцветная. Думается, что все они точно выражают тот процесс, что происходил с молодым доктором. Если в 1 главе, которую можно назвать экспозицией, дается только намек, то во второй он уже жертва, хотя до гибели еще далеко. Сцена несостоявшегося свидания на кладбище дает понять, что иллюзия кончилась. «Я устал», — говорит он, и читателю становится грустно, обидно и жаль Старцева, который еще так недавно возвращался домой улыбаясь. Нам не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Глава 3 — это новый и переломный момент в жизни доктора: начало заката его молодости и обозначившейся меркантильности, когда он думает не о любимой, а о приданом, когда предает юношескую мечту и идею, заложенную в его профессии («К тому же, если ты женишься на ней, < … > то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе … Ну, что ж? В городе, так в городе»). Автор обращает внимание и на то, как был одет Старцев («Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе … »), Автор не щадит Старцева, потому что он больше не любит своего героя, вступившего в новую фазу своей жизни. Его слова о любви, сказанные Котику, совсем не сходились с мыслями о приданом, которые крутились в его голове, когда он нанес визит Туркиным, чтобы сделать предложение.

Страдал Старцев после отказа Котика всего три дня: «Сердце его перестало беспокойно биться и, видимо, навсегда». Четыре последующих года (всего четыре!) принесли Старцеву большую практику, тройку лошадей с бубенчиками. Он не ходит среди людей, а ездит мимо них. В Пантелеймоне, как в зеркале, расплывчато отражается Старцев: чем больше (Пантелеймон) рос в ширину, тем печальнее вздыхал, — не то же ли происходило и со Старцевым?

Только Старцев молчал, не вздыхал и не жаловался — жаловаться было некому и даже просто поговорить было не с кем. В гостях «Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо. Он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Каковы его новые развлечения, если от театра, концертов он уклонялся? Самым сильным, кроме карт, было развлечение, в которое он втянулся незаметно, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой. Семь строк, — а какая картина нравственного падения человека! А каков запах денег! Здесь и горе, и страдание, и слезы, и тревоги, и надежды, и смерть. Он копит деньги, а не впечатления от жизни. Он не читает в них страницы человеческих судеб, он их считает. В этом полное отчуждение от людей. И это страшно. Что пока еще осталось от прежнего Старцева?

Безусловно, ум, который выделяет его из числа обывателей; остались убеждения, но он их хоронил в глубине души; осталось трудолюбие, но оно теперь стимулировалось не благородными стремлениями, а интересами наживы, о чем он сам говорит так: «Днем нажива, а вечером клуб». Лечение сельских больных стало второстепенным, здесь он принимал спешно, а главное — городские больные, которые платят наличными. Осталась энергия, но она обратил ась в суету в погоне за наживой (каждое утро уезжал, а возвращался домой поздно ночью). Осталась способность наслаждаться. Но чем? В молодости — природой, беседами с Котиком, любовью к ней, позднее — удобствами, а теперь пороками: игрой в карты и стяжательством.

Понимает ли Старцев, что с ним происходит? Дает ли отчет своим действиям? Пожалуй, да. Когда Котик, вернувшись из Москвы, стала говорить, что она неудачница, что жила иллюзиями, а у него настоящая работа, благородная цель в жизни, что она помнит, как он любил говорить о своей больнице, что это счастье — быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу, он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Теперь уж точно навсегда.

В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол. Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему.

Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

Но при осмыслении рассказа «Ионыч» можно продумать и другой аспект, связанный с его художественным своеобразием, построив разговор на изучении времени. Категория времени может быть выделена даже как основная. Если ученик поймет движение времени, то все, что происходит со Старцевым, он тоже поймет.

Итак, в рассказе использовано время в 10 лет. На поверхности ясно видно будто бы поступательное движение: молодой герой -возмужание — старость. А в глубине обратное движение: от живых реакций к омертвению, потере нормальных человеческих чувств.

И заглавие предвосхищает финал. Повествование рассказа ведется в главе V, последней, в настоящем времени, а в главах
I-IV — в прошедшем. Это композиционное построение тоже интересно, так как именно в главе V временной центр повествования. Здесь наиболее ярко выражено отношение автора к герою. В главах I-IV — экскурс в прошлое, где анализируется обстановка жизни и
внутренние ресурсы доктора Старцева, которые привели его к Ионычу.

В рассказе постоянно повторяются слова: еще, уже, прежде, теперь, повторяются ситуации, поступки, движения и мысли. Например, время оставляет свою печать на внешнем облике Веры Иосифовны; Иван Петрович совсем не меняется, он застыл и физически, и духовно. Более сложными оказались отношения со временем у Котика: меняется и ее внешность, и внутренний мир, произошла переоценка ценностей. Она смогла понять свою ординарность, но отношение ее к Старцеву прежнее: желаемое принимается за действительное.

Почему наибольшему испытанию временем подвергается главный герой? Старцев не выдерживает испытания временем, не
выдерживает проверки на сопротивляемость футлярной среде, хотя считает, что на обывателей не похож (глава IV: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». И в конце главы IV — о семье Туркиных: «Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так миль! и дороги когда-то, он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагические позы Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город).

Имел ли он право на такое мнение в 1 главе? Да. В главе 1 отношение автора к происходящему совпадает с отношением Старцева. Он упоения в отношении к Туркиным не испытывает. У него есть свои идеалы, мечты. А вот в главе IV Старцев теряет это право, он только по инерции отличает себя. Он не видит изменений в себе. Он застывает во времени, как и каламбуры Ивана Петровича. Именно в этот период жизни проходит Старцев испытание на любовь. Из всего потока времени, отпущенного на жизнь Старцева (10 лет), автор выделяет два дня, страницы из глав 2-3, где он рассказывает о любви героя.

Именно в эти два дня проявились те свойства натуры, которые могли бы вывести его из среды обывателей, и те, которые не смогли противостоять («Я не видел вас целую неделю, < … > а если бы вы знали, какое это страдание! < … > я не слышал вас так долго.»). Я страстно хочу, я жажду вашего голоса». «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек … она казалась ему очень умной … С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно … ». И в этой же главе чуть дальше: » … К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать … делать глупости …

К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»). Когда человек начинает задавать подобные вопросы, значит, в отношениях что-то не так, как должно быть, если это любовь. И не удивляет финал главы 2: «Я устал … Ох, не надо бы полнеть!», Невелика глава, но как емко сказано о переменах в докторе Старцеве, об обозначившихся противоречиях. В главах 2-3 автором внимательно исследуется кульминационный момент, связанный с любовью героя, потому что для чеховских героев именно любовь часто становится испытанием на прочность, на звание личности. Любовь — это выход в мир, так как в любви человек становится внимательнее к жизни вообще. Так и влюбленного Старцева начинают волновать философские вопросы, состояние души. Он не только открывает мир, но и сам доступен миру. Но огонек гаснет.

Кто повинен в том, что кусочек рассудка погасил этот огонек? Екатерина Ивановна? Старцев? Нет. Причина тому — обедненность чувств. Рядом с его восторженным состоянием стоят прозаические вопросы. Это готовит читателя к тому, что гармонии не будет. И еще интересна повторяемость ситуаций, когда герои меняются ролями: Старцев — Котик, Котик — Старцев. Это помогает понять иллюзорность мечтаний и реальность. Десять лет вместил рассказ. И целую жизнь. Если жизнь можно вместить в рассказ, то чего она стоит? Теперь даже Иван Петрович смотрится более живым и способным на проявление чувств, чем доктор Старцев.