Формирование характера человека. Что же влияет на формирование и становление характера человека? Как происходит формирование характера человека
Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, а в темпераменте со стороны её динамических проявлений. Характер возникает и формируется в течение жизни человека. Характер тесно связан с темпераментом. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным. Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Структура характера
Черты характера выражают отношение человека:
К деятельности (аккуратность, ответственность);
К другим людям (внимательность, забота);
К самому себе (самолюбие, самокритика);
К собственности (бережливость, щедрость, жадность).
Разные черты связаны друг с другом и создают целостную его структуру.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами .
Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного.
Особенности характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.
Факторы, влияющие на формирование характера:
1. Социальная среда
2. наследственная особенность
3. воспитание и социализация.
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.
Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье.
Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.
К. Леонгард считает, что присущие личностные черты можно разделить на основные составляющие: стержень, ядро личности. В случаи яркой выраженности основные черты становятся акцентуацией характера. Термин акцентуация личности занял место между патологией и нормой. Акцентуацию не следует рассматривать в качестве патологии, но в случаи воздействия неблагополучных факторов (стрессов, жизненных трудностей), они могут приобретать патологический характер, разрушающий структуру личности. Каждый тип акцентуации характера имеет свои слабые места и наиболее чувствительны к психическим травмам и жизненным трудностям.
Акцентуация характера – чрезмерное выражение отдельных черт характера при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Гипертимический тип
Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.
Застревающий тип характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.
Эмотивный тип
Главной особенность эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (“глаза на мокром месте”).
Педантичный тип
Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется - то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.
Тревожный тип
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Циклотимический тип
В гипертимической фазе поведения типично, что радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
Демонстративный тип
Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.
Возбудимый тип
Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
Дистимический тип
Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
Экзальтированный тип
Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства»
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков 2 .
На основании вышесказанного можно вывести следующее определение.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.
Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные занятия с маленькими детьми, даже если малыши не обнаруживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не являются тождественными).
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие развития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.
Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел ихразвития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, превращаем их в способности к деятельности. Каждый человек к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь деятельность, область знания, учебный предмет.
Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И. Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Проблема одаренности - это прежде всего качественная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной вопрос - каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.
Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.
Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.
Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.
Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».
Для творческой деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство со многими областями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника аналогий.
Общие и специальные способности
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Достаточно высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.
И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.
Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др. Все они являются порождением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделения новых видов деятельности как самостоятельных занятий. Все виды специальных способностей являются результатом развития материальной и духовной культуры человечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.
Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.
Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.
Как формируются черты характера
Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.
Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.
Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.
Особенности формирование характера в разных возрастных группах
Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет - будет зависеть от самого человека.
В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.
После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.
На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.
Источник -
Множество ученых массу лет задавались и продолжают задаваться этим вопросом.
Становление характера зависит от сложного взаимодействия как внешних, так и и внутренних факторов, когда значение имеют не только социальные условия жизни человека, а также его биологические и генетические особенности.
Здесь имеют значение и течение внутренних процессов, скорость и особенности реагирования на тот или иной раздражитель, а также работа и здоровье тех или иных органов, отвечающих за различные механизмы жизнедеятельности человека.
В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность
объясняет индивидуальные различия человека.
Характер тесно связан и с темпераментом человека.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.
Темперамент же в свою очередь гораздо теснее связан сбиологическим процессами , происходящими у нас внутри.
Наследственность как биологический фактор представляет собойгены .
Наследственная основа – бесконечное число комбинаций генов.
От физиологических особенностей организма человека, от работы нервной системы, особенностей функционирования коры головного мозга, генотипа, а так же множества других факторов зависит развитие и становление личности человека.
Например, один человек наделен способностью к пению, другой - к рисованию, или музыке, кто-то «рулит» в естественных науках, а кто-то в гуманитарных, у кого-то более развито образное мышление, а у кого-то абстрактно- логическое. Даже выбор профессии зачастую зависит именно от типа темперамента или характера человека.
Характер человека развивается стадиально, т.е. человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления. Такие периоды могут стать решающим для формирования характера, а значит, характеры ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека отличаются.
И, конечно же, различные физиологические процессы, протекающие в человеке на разных этапах его жизненного пути, так же отражаются в его поведении, характерных чертах, способах реагирования.
Как это может проявляться?
- раздражительность подростка в пубертатный период. Что влияет на характер человека в этот период? Гормоны
- уравновешенность в 30 лет. Если переоценка ценностей, свойственная данному возрасту, прошла успешно, или наоборот, несдержанность, агрессивность, апатия – если переоценка ценностей «прошла не гладко»;
- плаксивость и потерянность, свойственная некоторым людям пожилого возраста (у пожилых людей все процессы замедляются, количество и активность митохондрий - главных «поставщиков» энергии снижается…
Так или иначе, норабота внутренних органов, протекание биологических процессов напрямую влияет на характер человека , его поступки и поведение.
Если орган человека функционирует неправильно, как говорится, «система дала сбой», то это также может гипертрофировать некоторые черты характера.
Например, человек, живущий с чувством боли (будь то «неполадка» во внутреннем органе, или что-то неладное на периферии организма), может стать раздражительнее, требовательнее, жестче в отношении к другим.
Или наоборот уйти в созерцание, свой внутренний мир, отражая болевой синдром в творчестве или помощи людям.
Если у человека по физиологическим причинам вырабатывается большее или меньшее число гормонов, необходимых для его жизнедеятельности, это также находит отражение в его поведении.
Самым простым примеров влияния работы внутренних биологических процессов на характер человека является период беременность и, а точнее непредсказуемый и непостоянный, яркий и всемогущий характер женщины в этот момент.
Существуют и вовсе не обычные теории влияния органов человека на его характер. Так, например, профессор по психологии и медицине, физиолог Г. Шварц пришел к удивительному выводу:
человек, у которого была совершена пересадка его внутреннего органа, может в чём-то стать похожим на своего донора…
По наблюдениям Шварца, «не менее 10% больных, получивших в результате операции трансплантации новые сердце, лёгкие, печень или почки, приобрели «попутно» склонности и привычки их бывших владельцев». Существуют свидетельства пациентов, о случаях, когда у них после замены органа менялись не только вкусы и предпочтения, но и черты характера, и даже образ жизни.
Эту информацию подтверждают другие ученые.
Феномен приобретения черт другого человека при замене своего органа, как считает Шварц, обусловлен тем, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую энергетику (особенности обменных процессов и превращений энергии), даже и память.
Это конечно спорная точка зрения, но все же…
… мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».
Характер – это структура относительно постоянных психических свойств, определяющих поведение личности, особенности ее отношений с миром.
Что же влияет на формирование и становление характера человека?
Множество ученых массу лет задавались и продолжают задаваться этим вопросом.
Становление характера зависит от сложного взаимодействия как внешних, так и и внутренних факторов, когда значение имеют не только социальные условия жизни человека, а также его биологические и генетические особенности.
Здесь имеют значение и течение внутренних процессов, скорость и особенности реагирования на тот или иной раздражитель, а также работа и здоровье тех или иных органов, отвечающих за различные механизмы жизнедеятельности человека.
В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность
объясняет индивидуальные различия человека.
Характер тесно связан и с темпераментом человека.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.
Темперамент же в свою очередь гораздо теснее связан с биологическим процессами , происходящими у нас внутри.
Наследственность как биологический фактор представляет собой .
Наследственная основа – бесконечное число комбинаций генов.
От физиологических особенностей организма человека, от работы , особенностей функционирования , а так же множества других факторов зависит развитие и становление личности человека.
Например, один человек наделен способностью к пению, другой — к рисованию, или музыке, кто-то «рулит» в естественных науках, а кто-то в гуманитарных, у кого-то более развито образное мышление, а у кого-то абстрактно- логическое. Даже выбор профессии зачастую зависит именно от типа темперамента или характера человека.
Характер человека развивается стадиально, т.е. человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления. Такие периоды могут стать решающим для формирования характера, а значит, характеры ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека отличаются.
И, конечно же, различные физиологические процессы, протекающие в человеке на разных этапах его жизненного пути, так же отражаются в его поведении, характерных чертах, способах реагирования.
Как это может проявляться?
- раздражительность подростка в д. Что влияет на характер человека в этот период?
- уравновешенность в 30 лет. Если переоценка ценностей, свойственная данному возрасту, прошла успешно, или наоборот, несдержанность, агрессивность, апатия – если переоценка ценностей «прошла не гладко»;
- плаксивость и потерянность, свойственная некоторым людям пожилого возраста (у пожилых людей все процессы замедляются, количество и активность — главных «поставщиков» энергии снижается…
Так или иначе, но работа внутренних органов, протекание биологических процессов напрямую влияет на характер человека , его поступки и поведение.
Если орган человека функционирует неправильно, как говорится, «система дала сбой», то это также может гипертрофировать некоторые черты характера.
Например, человек, живущий с чувством боли (будь то «неполадка» во внутреннем органе, или что-то неладное на периферии организма), может стать раздражительнее, требовательнее, жестче в отношении к другим.
Или наоборот уйти в созерцание, свой внутренний мир, отражая болевой синдром в творчестве или помощи людям.
Если у человека по физиологическим причинам вырабатывается большее или меньшее число , необходимых для его жизнедеятельности, это также находит отражение в его поведении.
Самым простым примеров влияния работы внутренних биологических процессов на характер человека является период беременность и, а точнее непредсказуемый и непостоянный, яркий и всемогущий в этот момент.
Существуют и вовсе не обычные теории влияния органов человека на его характер. Так, например, профессор по психологии и медицине, физиолог Г. Шварц пришел к удивительному выводу:
человек, у которого была совершена пересадка его внутреннего органа, может в чём-то стать похожим на своего донора…
По наблюдениям Шварца, «не менее 10% больных, получивших в результате операции трансплантации новые сердце, лёгкие, печень или почки, приобрели «попутно» склонности и привычки их бывших владельцев». Существуют свидетельства пациентов, о случаях, когда у них после замены органа менялись не только вкусы и предпочтения, но и черты характера, и даже образ жизни.
Эту информацию подтверждают другие ученые.
Феномен приобретения черт другого человека при замене своего органа, как считает Шварц, обусловлен тем, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую энергетику (особенности обменных процессов и превращений энергии), даже и память.
Это конечно спорная точка зрения, но все же…
Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступкам и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.