Меню

Пример расчета платы за загрязнение окруж среды. Экологический налог организации

Работы

Экологические платежи (называемые также платой за негативное воздействие на окружающую среду - НВОС) установлены действующим законодательством. Основным документом, регулирующим природоохранную область, является Федеральный Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 года. Он предусматривает обязанность для всех предприятий, негативно влияющих на окружающую среду, ежегодно предоставлять расчет платы за НВОС и выполнения соответствующих платежей в бюджет. Это требование является обязательным для любых организаций, работа которых сопряжена со следующими вариантами загрязнения природы:

  • размещение отходов, образующихся на предприятии при осуществлении производственной деятельности;
  • выбросы в атмосферу вредных веществ;
  • сбросы в виде стоков загрязняющих веществ в водные объекты.

Расчет платы за НВОС в 2016 году достаточно сильно отличается от выполняемых в предыдущие календарные годы. Причина этого - вступившие в силу изменения законодательства, регулирующего сферу деятельности предприятий, которые воздействуют негативным образом на окружающую среду. Они коснутся всех организаций, чья деятельность связана с негативным воздействием на окружающую среду и регулируется ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

Изменения расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году

Внесенные в действующее законодательство изменения затронули сразу два основных момента, касающихся расчета платы за НВОС:

  • вторым важнейшим моментом, который предположительно серьезно изменить методику расчета, является вступление в силу Постановления Правительства РФ №913 от 13.09.2016 г. В нем содержатся ставки, которые будут использоваться при расчете платы за НВОС в 2016-2018 годах. Кроме того, данный документ содержит и новый дополнительный коэффициент индексаций, размер которого с 01.01.2016 года составит 2.

Очевидно, что вносятся достаточно серьезные изменения, касающиеся расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году. Кроме того, определенную обеспокоенность предпринимателей-плательщиков НВОС вызывает то, что до сих пор нет полной ясности, как по форме декларации, которую необходимо предоставлять, так и по окончательной методике расчета. Несколько успокаивает ситуацию то, что сроки предоставления декларации о плате за НВОС за 2016 год достаточно щадящие - не позднее 10.03.2017, при этом оплата в соответствии с указанными в отчете данными, должна быть произведена до 10.01.2017 г.

Состав декларации по расчету платы за НВОС

В уже упоминавшемся выше проекте Приказа Минприроды предполагается следующий состав декларации по оплате за НВОС:

  • расчет общего размера оплаты, включая разбивку по каждому из видом воздействия;
  • расчет размера оплаты отдельно по каждому источнику загрязнения или по обособленному территориально подразделению предприятия-плательщика;
  • расчет исходной платежной базы;
  • расчет средств, направленных на осуществление мероприятий по охране природы, с подтверждением их освоения;
  • платежные документы, которые подтверждают выполнение оплаты в бюджет.

В настоящее время пока нет утвержденных форм перечисленных выше расчетов. Даже приведенный бланк титульного листа декларации имеет статус проекта, который, возможно, будет доработан и только после этого утвержден.

Вместе с тем, основные принципы расчета платы за НВОС в 2016 году, как утверждают специалисты, работающие над разработкой и утверждением рассматриваемых документов, останутся неизменными. Поэтому вполне логичным будет подробнее рассмотреть их.

Правила выполнения расчета платы за НВОС

До внесения изменений, вступивших в силу в 2016 году, расчет платы за НВОС состоял из следующих частей:

  • титульный лист и расчет размеры платы за НВОС, которую необходимо перечислить в бюджет;
  • разделы 1, 3 и 4, содержащие расчеты по каждому виду загрязнения (раздел 2 с 01.01.2015 года не составляется; ранее в нем содержались данные о выбросах в атмосферу вредных веществ передвижными объектами).

Титульный лист и расчет суммарной платы за НВОС

Заполнение титульного листа и расчета суммарного платежа за НВОС в бюджет не представляет особой сложности. В основном для этого используется информация из уставных документов, различных свидетельств о регистрации и постановке на учете организации-плательщика, а также данные из соответствующих разделов расчета. Они просто суммируются для получения размера платежа за НВОС в бюджет.

Бланки документов титульного листа расчета (действовавшего до 2016 года), расчета платежа в бюджет и соответствующих разделов расчета можно найти в специальном разделе официального сайта Росприроднадзора, на сайте любого его территориального органа или самых разнообразных информационных порталах.

Образцы заполненных документов с некоторыми советами, облегчающими процедуру, выглядят следующим образом:

Вполне возможно, что в окончательном варианте Приказа Минприроды, будет внесены изменения не только в титульный лист и его названия, но и в расчет платы за НВОС в 2016 году в бюджет.

Разделы 1, 3 и 4 декларации по оплате за НВОС

Основные расчеты платы за НВОС содержатся в данных разделах подаваемой декларации. Они выполняются на основе одинаковых принципов. Каждый раздел состоит из информационной и расчетной части.

В первой находится информация о разрешении на выбросы, стоки или размещение отходов производственной деятельности предприятия-плательщика, а также основные данные об источнике загрязнения или объекте размещения отходов.

Вторая часть каждого из перечисленных разделов содержит расчет платы за НВОС по соответствующему виду загрязнения. Порядок выполнения расчета прописан в соответствующем Приказе Ростехнадзора №204 от 05.04.2007 г. Информация о ставках платы за НВОС на 2016 год, а также используемых в расчетах индексах содержится в уже упоминавшемся выше Постановлении №913 от 13.09.2016.

Базой для выполнения расчета являются ставки оплаты за НВОС по каждому отдельному виду или источнику загрязнения на 2016-2018 годы и данные бухгалтерского и аналитического учета, который обязаны вести организации-плательщики.

Механизм учета территориальных особенностей местонахождения предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, а также размер оплаты при превышении установленных для организации нормативов по выбросам, стокам или лимитам размещения отходов также содержится в Постановлении №913 от 13.09.2016 г.

Методика расчета, существовавшего до внесения последних изменений в законодательство, была достаточно сложной. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, бухгалтеры или другие сотрудники, ответственные за выполнение расчетов оплаты за НВОС и заполнение соответствующих отчетов, использовали различные вспомогательные программные продукты.

Одним из наиболее популярных считается программа «Модуль природопользования», разработанная непосредственно работниками Росприроднадзора и расположенная в соответствующем разделе его официального сайта. Кроме того, достаточно большое количество сервисных продуктов разработано специализированными компаниями, например, вот этот.

Пример расчета платы за НВОС, выполненного при помощи соответствующего программного продукта, приведен на видео:

Заключение

Расчет платы за НВОС в 2016 году будет происходить в соответствии с новыми, принятыми в течение 2015-2016 годов, нормативными актами. Главным изменением является необходимость заполнения декларации по расчету платы за НВОС. При этом целесообразно воспользоваться вспомогательными программными продуктами, разработанными сотрудниками Росприроднадзора или специализированных информационных компаний.


2. Кто платит за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом . Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос , уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

2. Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

В расчет платы включаются только те разделы , которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML , согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы - коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

8. Коэффициенты инфляции

Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

  • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
  • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
  • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
  • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
  • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
  • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)

Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС "ЭКО-Эксперт".

9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

  1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
  2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
  3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
  4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
  5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
  6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
    • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
    • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
    • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
  7. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс . Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС . Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено . Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

Новая форма "Форма расчета суммы экологического сбора" официально утверждена документом Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 N 488.

Подробнее о применении формы "Форма расчета суммы экологического сбора":

  • Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора

    Обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в... обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в... среди которых: расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС... документов об уплате утилизационного сбора; расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС. После... где среди прочих названы: расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 ...

  • Отчетность по экоплатежам: большое разъяснение от Минприроды России

    Расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Росприроднадзор в форме... апреля 2019 года включительно. Расчет суммы экологического сбора следует представить до 15 апреля... от использования товаров и Расчет суммы экологического сбора) с 2018 года вводится... о выполнении нормативов и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке... что срок уплаты экологического сбора и срок подачи Расчета суммы экологического сбора истекают только 15 ...

  • О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

    16.4 Закона № 7-ФЗ) Форма и порядок заполнения декларации о... , следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются... почте; – либо в электронной форме по каналам ТКС Место представления... в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту... РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора. Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до... лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе...

  • Об отражении в учете и отчетности переплаты по экологическим платежам

    Работе формы документов, среди которых: заявление о зачете излишне уплаченных сумм платы... на окружающую среду; акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на... признания обязательства по экологическим сборам могут выступать декларация и расчеты авансовых платежей, если... декларации, расчетов, подтверждающих суммы принятых обязательств. В рассматриваемом случае сумма переплаты по экологическим платежам...

  • Новый экологический налог

    И потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи... от нефтепродуктов. Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку... от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам... поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат... и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые...

  • Отчетность за 2016 год: о том, как правильно учесть ежегодные разъяснения Минфина

    Законодательства, в бухучете признается соответствующая сумма оценочного обязательства (п. 4, ... вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. Если оценочное... отражение прибыли КИК; бухгалтерский учет экологического сбора; представление пересмотренной бухгалтерской отчетности; отчетный... бухгалтерской отчетности организации, реорганизованной в форме присоединения; составление консолидированной финансовой... средства отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами...

  • К вопросу о понятии «экономическая ценность»

    И их разнообразных по организационным формам и правам собственности объединений. На... Дч, прибыли до вычета налогов, сборов и процентов Пдв и чистой... этого предприятия [ 3, 4 ], соответствующие суммы которых за периоды календарного времени... производственно-технической базы предприятия в расчете на один нормо-час затрат... .е.; Фоп - финансовые, социальные и экологические обязательства оцениваемого предприятия по состоянию...

  • Утверждена форма расчета суммы экологического сбора

    N 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора" Согласно Федеральному закону от... , во втором приводится расчет суммы экологического сбора. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового... упаковку, подлежащих утилизации. При предоставления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе он заверяется... с законодательством РФ лицо, подавшее расчет суммы экологического сбора, должно иметь печать. приказ Прочий

  • О сроке уплаты экологического сбора за 2017 год

    Об уплате экологического сбора" Росприроднадзор напомнил, что уплата экологического сбора за 2017 ... 2017 год уплата экологического сбора и представление расчетов сумм экологического сбора осуществляются в соответствии... О порядке взимания экологического сбора", по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора... N 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора", и с применением... , осуществляющие исчисление и уплату экологического сбора, не позднее 1 апреля...

  • Об особенностях уплаты экологического сбора в 2019 году

    Распоряжение N 2971-р). Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по... экономического союза. Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации... срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 ... г. включительно. Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации...

  • О представлении документов по экологическому сбору импортерами

    О выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора импортерами товаров подается в Федеральную... подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора и уплатить его по... о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора импортерами товаров подается в Федеральную... Росприроднадзора заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора (форма заявления утверждена приказом Росприроднадзора...

  • О формах документов, используемых для возврата или зачета излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора

    Утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления... суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора" Приказом установлены формы документов: акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора... ; заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора...

  • О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    ... "Отправка отчетности по экологическому сбору до 10.03.2018" ... Кроме того, Росприроднадзор напоминает плательщикам экологического сбора о необходимости до 1 апреля... апреля 2018 года необходимо представить расчет суммы экологического сбора (форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22 ... формированию и отправке отчетности по экологическому сбору размещены на официальном сайте Росприроднадзора... от использования товаров", "Расчет экологического сбора". информация Росприроднадзор

  • О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки

    Утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления... о зачете суммы излишне... уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о...

  • Форма расчета суммы экологического сбора начнет действовать с 22 октября 2016 года

    Регистрацию в Минюсте, Росприроднадзор утвердил форму расчета суммы экологического сбора. Приказ вступит в силу с... 22 октября. В расчете будет указываться наименование и код... (упаковки), за которые необходимо уплатить экологический сбор; ставка и сумма сбора.

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм . Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Пример

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Плата за НВОС

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

Пример

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

Вас обязали перечислять экологические платежи, но вы не понимаете, что это такое?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Тогда стоит разобраться: кто может быть плательщиком в Российской Федерации, в каких случаях вносятся средства в уполномоченные структуры, как производятся расчеты сумм к уплате в 2019 году?

Часто у бухгалтеров возникают вопросы относительно осуществления экологических платежей.

Поэтому разберемся, в чем суть таких перечислений, как производятся расчеты сумм, и какая ответственность ожидает плательщиков за опоздание с перечислениями рассчитанных сумм.

Основные сведения

Сначала стоит разобраться в самом понятии. За что и когда нужно производить оплату и какие нормативные документы содержат положения по данной теме?

Определения

Экологические платежи – это выражение, которое бытует в народе. В нормативных актах Российской Федерации упоминается такое название – плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Основная инстанция, которая осуществляет контроль исполнения обязанности по уплате исчисленных сумм – Росприроднадзор.

Данные структуры следят за тем, своевременно ли осуществляются экологические платежи, вовремя ли сдано необходимую отчетность.

Выделяют такие виды экологических платежей:

  • суммы, что перечисляются при выбросах загрязняющих веществ;
  • перечисления за расположение отходов;
  • иные платежи за негативное влияние на природу.

Итак, в чем же суть такого сбора? Это форма возмещения ущерба, нанесенного выбросами, сбросами и отходами на территории Российской Федерации.

Загрязняют природу компании, расположенные в Российской Федерации, которые ведут деятельность на стационарных объектах, с помощью передвижного источника и т. д.

К стационарным источникам можно отнести:

  • котельную;
  • гараж;
  • автостоянку;
  • участок сварки;
  • очистное сооружение;
  • дизельную установку;
  • участок обработки дерева и др.

Передвижной источник – транспорт фирмы, который работает:

  • на дизельном топливе;
  • керосине;
  • сжатом природном или сжиженном газе.

Источник сброса вредных веществ в окружение:

  • сточные воды после очистного сооружения;
  • талая вода с территории завода;
  • стоки при мойке машин и т. д.

Те стоки, которые поступают на очистные базы городских предприятий, не относятся к источникам загрязнения. Источник образования отходов:

  • мусор от работников;
  • отходы, полученные в производственном процессе;
  • брак и т. д.

Кто их должен вносить?

Разберемся, кто платит такие суммы при загрязнении окружения. Плата при нанесении вреда атмосфере, водам и грунту взимается со всех, кто пользуется богатствами природы:

  • юридическими лицами;
  • физическими лицами;
  • иностранными компаниями, что имеют бизнес в пределах России;
  • лицами со статусом ИП.

Плательщиками являются компании и ИП России:

  • в результате деятельности которых происходит загрязнение воздуха различными веществами;
  • которые осуществляют сбросы вредных веществ в воду;
  • которые вывозят и размещают отходы, полученные в производственном процессе.

Производятся экологические платежи фирмами:

  • которые ведут деятельность на стационарном объекте, что наносит вред окружению (в котельной, заводе);
  • в ведении бизнеса которых участвуют автомобили, генераторы дизельного типа и другие движимые объекты, что негативно сказываются на состоянии атмосферы.
  • что хранят производственные отходы (отвал горной породы, захоронение отходов бытового характера).

Законные основания

Регулируется начисление и уплата сумм за экологию такими документами:

  1. Про тарифы говорится в .

Принципы оплаты платежей

Размер платежа будет зависеть от:

  • объемов выбросов веществ;
  • объема отходов, что размещаются.

При определении суммы учитывают также от того, экология загрязнена в пределах установленных норм или превышает их.

При расчете экологической платы стоит опираться на положения, прописанные в , которое вступило в силу с начала 2013 года.

Расчет суммы

При расчетах экологического платежа за выбросы в атмосферу стоит учитывать, превышено ли установленные допустимые нормы.

Сначала определяются дифференцированные ставки платы по всем видам загрязняющих веществ, что выбрасываются в рамках нормы и лимита. Расчет производят по базовому нормативу и коэффициенты, что учитывает состояние атмосферы.

Используют такую формулу:

Далее определяют количество всех видов загрязняющих веществ, что выбрасываются в воздух, и затем рассчитывают сумму экологического платежа. Для этого объемы загрязнений умножаются на дифференцированные ставки платы.

Если загрязняющих факторов несколько, то расчет производится в отдельности по каждому, после чего показатели суммируются.

При размещении отходов стоит придерживаться следующих правил. Размер платежа будет зависеть от опасности отходов. Установленные нормативы применяют с учетом понижающего коэффициента 0 и 0,3.

Для расчета размера платежа также определяют дифференцированные ставки по всем видам отходов в отдельности в рамках утвержденных лимитов. Расчет производится на основании базового норматива платы за расположение отходов и понижающего коэффициента и коэффициента, что установлен для грунта конкретного региона.

Далее дифференцированную ставку по отдельным видам отходов умножают на объемы размещенных вредных материалов. При наличии выбросов от передвижного источника расчеты осуществляются с учетом следующих правил.

В Постановлении № 344 есть норматив платы и допустимый предел выбросов в воздух, а также выбросов, что превышают установленные лимиты.

В том случае, когда информация об израсходовании топлива отсутствует, то плата будет определяться с учетом ставки, что устанавливается в расчете на одну тонну сжигаемого вида топлива.

В иных случаях расчет производится на основании ставок для стационарного источника. Если нет сведений о величине использованного топлива, массе выбросов – расчет производится по ставке годовой платы за выбросы одним объектом.

Примеры

Вариант 1

Завод располагается в Перми, где действует коэффициент 2. Используют также дополнительный коэффициент при выбросе вредных веществ в городах – 1,2.

Зафиксировано такие выбросы:

В рамках норм ставка такая:

Дифференцированная ставка будет такой:

Плата в рамках нормативов:
Утвержденные лимиты: по хлору – 3 тонны, по мышьяку – 0,5. При этом используется ставка 340 рублей за тонну и 3415 рублей за тонну соответственно.

Рассчитаем ставку и платеж:

Вредные вещества в рамках лимита, но превысили норматив: выбросы хлора – 1 тонна (3 – 2), мышьяка – 0,3 (0,5 – 0,2).

Общий размер платы:

Вариант 2

Компания разместила отходы малоопасной категории в пределах своей территории. При расчетах будет использоваться коэффициент (понижающего типа) 0,3.

В том регионе, где предприятие находится, используют коэффициент 2. Норма перечисления за 1 тонну в рамках лимита – 248,4 рубля.

Определим дифференцированную ставку платы по малоопасным видам отходов в рамках лимита:

Лимиты расположения отходов утверждены в размере 5 тонн. Компания размещает 7. Сумма платежа в рамках лимита:

Превышение – 2 тонны, в отношении которых расчет будет таким:

Общий размер перечисления:

КБК

Используются такие КБК:

04811201010016000120 Уплата при загрязнении атмосферы загрязняющими веществами
04811201030016000120 Суммы, уплачиваемые за сброс вредных веществ в источники вод
04811201040016000120 Суммы, что перечисляются за расположение производственных отходов
04810807261011000110 Госпошлины за разрешение на выброс вредных материалов в атмосферу от стационарных объектов
04810807270011000110 Сумма госпошлины за разрешение на сброс веществ в воду
04810807281011000110 Сумма госпошлины при получении справки об утверждении норматива образования отходов и лимита на их расположение, при переоформлении таких справок

Сроки уплаты

Перечислять средства за негативное влияние на экологию следует не позже 20 числа в следующем месяце после отчетного периода (квартала).

То есть уплата будет производиться ежеквартально. При этом стоит отчитаться с использованием утвержденной формы Приказом № 204.

Куда платить? Уплата для стационарных точек производится по месту расположения фирмы или отходов. Если осуществляется платеж за загрязнение движимыми объектами – по месту, где они находятся на учете.

Отражение проводками

По экологическим платежам проводки формируются по счету 20. В бухучете такие платежи могут признаваться затратами по обычному виду деятельности, и отражаться в составе затрат в полной мере в рамках пределов и свыше норм.

Отражение осуществляется по Дт 20, 26, 44. Если есть платежи сверх нормы, то открывают такие субсчета:

  • перечисление за загрязнение в рамках норматива;
  • перечисление сумм при превышении норматива.

А значит, отражать в бухучете их можно на счете 76 субсчете для расчетов с дебиторами и кредиторами. Допускается вести учет и на счете 68.

Итак, компанией используются проводки:

Предоставление отчетности

При уплате экологических сборов плательщики не опираются на нормы Налогового кодекса России, но по ним отчитываться все равно должны. Необходимо составить расчеты, которые регулируются нормативным документом № 204.

Представляется бланк, который имеет титульную страницу и сам расчетный лист для каждого вида загрязнения. Предприятиям нужно вписывать сведения только в те листы, что имеют к ним отношение.

В отчетности отражают реквизиты экологических платежей — КБК, ОТКМО или ОКМНО и т. д. Обратите внимание, что правило о переносе последнего для подачи отчета в том случае, когда он выпадает на выходной, не действует.

Документ готовят в одном экземпляре. Форму подачи можно выбрать в зависимости от размера платы — до 50 тыс. – предоставить в бумажном варианте (можно по почте), свыше такой суммы – в электронном формате или через телекоммуникационный канал связи с помощью оператора.

Мораторий на экологические платежи

Властями наложено мораторий до 2019 года на внедрение нового экологического платежа, сбора для фирм, что не утилизируют свой товар, который стал отходами.

Запускаются также повышающие коэффициенты к плате за негативное влияние на окружение для тех организаций, что не укладываются в нормы выбросов (с 2019 г.).

До 2019 года не будут вводить норму утилизации для многих товаров, кроме:

  • батарей;
  • макулатуры;
  • ламп накаливания;
  • продукции, которая уже утилизируется.

Мораторий водится на ввод норматива и лимита на сброс стоков в городскую канализацию (предполагается запуск с 2019 г.). Сохранено действующую лицензионную систему на управление отходами.

Общая оценка экономии для ИП от отмены экологических платежей – 351 000 000 в год, от моратория на ввод экологических сборов – 100 000 000.

Возникающие вопросы

Общих правил и норм не всегда бывает достаточно, особенно в тех случаях, когда фирма только начинает свою дорогу на тропе предпринимательства.

Какие же вопросы чаще всего задаются предпринимателями и руководством только что открытых компаний?

При размещении отходов ТБО

Многие фирмы при регистрации утверждают, что свое обязательство по оплате за вывоз мусора они выполнили. Но фирмы путают понятия «размещение отходов» и их вывоза.

Видео: налоговая система РФ

При составлении соглашений о вывозе отходов посредниками, оплачивается только услуга по перемещению мусора к месторасположению (полигонам, свалкам).

Если компания имеет специализированную технику и соответствующую лицензию, она может и самостоятельно вывозить мусор.

Плату экологического характера производят собственники отходов или другие лица, которым передано отходы (ст. 4 п. 3 документа № 89-ФЗ).

При сдаче объекта в аренду в может быть прописано, что вывоз мусора и плата за негативное воздействие на окружение будет осуществляться арендодателем.

Это снимет ряд проблем в том случае, когда арендатор снимает небольшую площадь вместе с другими ИП или ООО, и произведение расчетов экологических платежей трудно реализовать.

Если размещение отходов осуществляется от имени собственника другим лицом, то обязанность платить сбор возникает у собственника отходов.

Если размещение отходов выполняет комиссионер от своего имени, то он же будет и платить за негативное влияние на окружающую среду.

Нюансы для малых предприятий (ИП)

Бытует мнение, что ИП не должны придерживаться четких правил по уплате экологических платежей. Это не обоснованное суждение – для многих малых предприятий также установлены свои лимиты перечислений.

Лимит для малого предпринимательского звена – количество отходов, что размещаются, согласно отчетности об образовании, применении и обезвреживании ().

Отчеты должны быть подтверждены на передачу, лицензиями. Если отчетности нет, то все отходы будут признаваться сверхлимитными. В таком случае придется уплатить суммы, рассчитанные с учетом коэффициента 5.

Какие коэффициенты индексации?

Составим таблицу коэффициентов индексации, которые должны использовать организации, выполняющие расчет экологических платежей.

Год Согласно Постановлению № 344 Согласно Постановлению № 410
2014 2,33 1,89
2015 2,45 1,98
2016 2,56 2,07
2017 2,67 2,16

Особенности для государственного предприятия

После утверждения законодательного все компании, которые финансируются из бюджетов различного уровня и раньше освобождались от осуществления экологических платежей, обязаны исчислять и уплачивать данные суммы.

Размер штрафов за неуплату

Компании должны иметь документы на отходы 1-4 классов опасности. Иначе организация должна будет уплатить штраф за нарушение правил относительно обращения с загрязняющими веществами, размер которого составит до 100 000 рублей.

В том случае, когда фирма имеет помещение или транспортное средство, но не платит экологические сборы, то представителем уполномоченного органа может запрашиваться документация об образовании отходов, потреблении топливного ресурса.

При игнорировании такого требования руководитель должен будет перечислить 300-500 рублей, компания – 5 тыс. рублей ().

Но устанавливается обязанность по уплате только после проведения выездных проверок. Согласно величина административного штрафа при неуплате экологических сумм:

При неуплате руководство перечисляет 3-6 тыс. рублей, а фирма – 50-100 тыс.

Если нарушаются правила использования, не используется сооружение, оборудование и аппаратура для чистки газа и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используются неисправные объекты, то размер штрафа будет таким: