Меню

Радикальное направление при Николае I. Общественные движение при Николае I Либеральные движения при николае 1

Электрокомпоненты

Вопросы для повторения темы «Общественное движение при Николае I ».

Либеральных западнических взглядов придерживались 1)Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин 2) А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы 3)СС. Уваров, С.П. Шевырев 4) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов

Современниками были: 1)А.Н. Радищев и Т.Н. Грановский 2) И.С. Тургенев и М.М. Щербатов 3)В.Н. Татищев и К.Д. Кавелин 4) С.С. Уваров и А.С. Хомяков

Общим в спорах между западниками и славянофилами было утверждение о необходимости: 1)заимствования европейских конституционных порядков 2)сохранения крепостнических порядков 3)ограничения самодержавия представительным органом 4)отказа от наследия петровских преобразований

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка: « Письма долго ходят по рукам, пока в 1836 г. редактор журнала “Телескоп” Надеждин не рискнул по собственной инициативе напечатать одно из них. Письмо, по выражению Герцена, произвело впечатление “выстрела, раздавшегося в темную ночь” - резкостью авторских суждений о России одни были шокированы, другие крайне возмущены. Журнал был немедленно закрыт, его редактор выслан из Москвы. Сам их автор, по его собственному выражению, “дешево отделался” - был официально объявлен сумасшедшим и помещен на полтора года под домашний арест. Позже принимал активное участие в московской интеллектуальной жизни, дружил и со славянофилами, и с западниками. До конца жизни не имел права печатать ничего из написанного». Кто был автором упомянутых писем? 1)П.Я. Чаадаев 2) А.С. Пушкин 3) Н.М. Карамзин 4) С.М. Соловьев

В качестве ячеек будущего социалистического общества России социалисты рассматривали: 1)рабочие союзы 2) кружки студенчества 3) молодежные коммуны 4) крестьянские общины

Прочитайте фрагмент из произведения общественного деятеля России первой половины XIX в.: « Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это - естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели». Укажите название произведения. 1)Былое и думы 2) Герой нашего времени 3) Философические письма 4) Мертвые души

Что объединяет эти имена? Устрялов Н.Г, М.П. Погодин, Н.В. Кукольник, Ф.В Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин

Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1 .«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное- уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Что объединяет эти имена? Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, В.П. Боткин

Что объединяет эти имена? А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, И.В.Киреевский, П.В. Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.И. Кошелев

Заполнить таблицу «К ружки 3 0-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва

К ружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера, 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.

«Кружки 30-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов

«Кружки 30-50-х годов 19 в.» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.

О каком историческом событии повествует картина?

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос. строй Отношение к крепостному праву Отношение к Преобразованиям Петра1 По какому пути должна идти Россия Отношение к крестьянской общине Как проводить преобразования Сравнение взглядов западников и славянофилов

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос. строй Огран. монархия, Парламентский строй, демокр.свободы Монархия+ совещательное народное представительство- Земское собрание; демок.права и свободы Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Преобразованиям Петра1 Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну Отрицательное; Петр1 внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с самобытного пути По какому пути должна идти Россия Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Можно заимствовать полезное: фабрики, железные дороги Отношение к крестьянской общине Община-основа России. Это уцелевшее гражданское учреждение, основанное на равенстве; община-»ячейка» социализма Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений Сравнение взглядов западников и славянофилов

Как вы понимаете слова А. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»?

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Основные особенности:

Узкая социальная база. Консервативное направления в виде чётко сформулированное концепции «Православие. Самодержавие. Народность» и то поддерживалось только относительно узким кругом публицистов и небольшой частью чиновничества, большинство же населения просто верило в царя-батюшку и выполняла предписания официальных властей. Об оппозиционных течения и говорить нечего. Из-за этого общественное движение не была важной частью жизнью общества в целом.

Отсутствие реальных действий. Радикалы, ратовавшие за революцию и то не шли дальше призывов. Отчасти это вытекает из предыдущей особенности: узкой социальной базы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Обьясните суть теории официальной народности.

Теория официальной народности лучше всего выражена в триаде «православие, самодержавие, народность», что предполагает нравственное и духовное государство на основе православия с самодержавием как лучшей формой правления, а также единством народа внутри себя и с самодержцем (народностью).

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

Важнейшие идеи западников:

У всех стран мира единый путь развития, просто европейские страны продвинулись по нему дальше, а Россия отстала;

Восхваление реформ Петра I, который вывел Россию из застоя на европейский путь развития;

Требование ввести парламент для ограничения власти монарха;

Требование отмены крепостного права и разрушения сельской общины.

Важнейшие идеи славянофилов:

У России собственный путь развития, отличный от западного, потому она не должна ориентироваться на Европу;

Осуждение реформ Петра I, которые отдалили Россию от истинного пути развития, ввели деспотию и крепостничество;

Требование возобновить сбор Земских соборов, но не для ограничения власти монарха, а ради лучшей его связи с народом;

Требование отменить крепостное право, но с сохранением сельской общины как основы истинно русской жизни.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?

Принципиальные различия:

Западники считали, что Россия должна следовать западному пути развития, славянофилы – своему собственному;

Потому западники превозносили реформы Петра I, славянофилы – осуждали;

По мнению западников народное представительство в России должно ограничивать власть монарха, по мнению славянофилов – улучшать связь монарха с народом, но не ограничивать власть;

Западники считали сельскую общину пережитком феодализма и предлагали от неё избавиться, славянофилы видели в общине основу истино русской жизнь и стояли за её сохранение.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

Главной идеей было построение общества равных – социализма. Построить его предлагалось с помощью революции. Но представления о социализме у разных мыслителей были разными (как и в Европе в то время), единого социалистического учения до марксизма не существовало.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».

Это означает, что и те, и другие искренне хотели блага для России, при этом оба течения были либеральными, потому использовали похожие методы, их представители одинаково сердечно относились к своему делу. Многие деятели разных течений изначально дружили друг с другом и порвали исключительно из-за разности взглядов. Но при этом западники ориентировались на Европу, а славянофилы – на допетровскую Россию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.

Тимофей Николаевич Грановский прожил всего 42 года и умер в 1855 году, не успев увидеть долгожданные им реформы по образцу европейской модернизации.

Грановский получил образование вначале в Московском университете, а потом в Берлинском. Живой ум и любознательность сделали его отличным учёным, заложившим начало русской медиевистики (науки об истории Средних веков). Он также был ярким лектором. Другие преподаватели продолжали натурально читать собственные диссертации или монографии своих коллег. В средневековье именно это и подразумевалось под лекцией («лекция» в переводе с латыни – «чтение»), но времена уже изменились. Грановский всегда говорил от себя, постоянно вбрасывая в аудиторию новые идеи, результаты своих изысканий. На его публичные лекции собирались не только студенты всего университета, но и просто интересующиеся люди – аудитория оказывалась настолько заполненной, что профессору сложно было пройти на кафедру, потому что даже на полу сидели плотными рядами.

Грановский был западником. Он считал, что Россия должна пойти по европейскому пути развития, который он отлично знал и понимал. Как медиевист он находил в государственном строе и быте родины многое из европейского средневековья. Он знал, как всё это было преодолено на Западе и считал, что те же меры следует принять и в России.

Тимофей Николаевич был ярким явлением своего времени. Его можно считать представителем первых поколений русской интеллигенции. Он считал себя обязанным заботиться о благе отечества и пытался выбрать его путь не потому, что был дворянином (а происхождение у него было действительно дворянское), а потому, что имел для этого образование и пониманием.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?

Бросается в глаза, прежде всего, то различие, что декабристы подняли восстание, а кружки следующих двух десятилетий не пошли дальше разговоров. Но важнее было другое. Декабристы в основном были офицерами, многие из них – героями Отечественной войны, достойнейшими людьми своего поколения. И даже те, что не носил мундиров, были дворянами. В то же время многие общественные деятели 1830-1840-х годов происходили не из дворян, часть были даже сыновьями крепостных. Большинство из них выдвинулись благодаря своей преподавательской или общественной деятельности (прежде всего, публицистике). То есть если декабризм был движением дворянским, то в следующие десятилетия на первый план вышла интеллигенция, в которой выходцы из дворянства были всего лишь органической частью; причём даже они были в первую очередь интеллигентами, а потом уже дворянами.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.

Петрашевцы занимались диспутами о будущем России и пропагандой своих идей устной и письменной. При этом сами эти идеи у разных представителей кружка не были одинаковыми. Некоторые склонялись к социализму утопического толка, но не все товарищи разделяли их взгляды.

Фёдор Михайлович Достоевский как и большинство других петрашевцев был осуждён не за сами социалистические идеи, а за чтение письма Белинского к Гоголю и за то, что не донёс на других читавших. Тем не менее этого хватило, чтобы приговорить писателя к смерти, чтобы потом в самый последний момент, когда осуждённые стояли перед расстрельной командой, заменить казнь каторгой, как и другим осуждённым.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830-1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной о условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.

Позиции всех течений были во многом утопичны, но наименее незбыточными были надежды западников. В последующие полтора века Россия не раз шла по пути западных стран и часто это приводило к очередному витку развития (во второй половине XIX века, в конце ХХ). Между тем позиция консерваторов потерпела поражение уже в Крымскую войну. Славянофилы представляли себе идеализированную Россию, которой никогда не было в реальности и которую они не смогли бы построить. Социалистов так и называют утопистами – слишком нереалистичны были их идеи.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос для работы с текстом параграфа 1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?

Многих вельмож Польши не устраивало ничего, кроме восстановления независимости;

Николай I ввёл в Царстве Польском тайную полицию;

Он усилил контроль над печатью;

Полномочия сейма оказались ограниченными;

Наместник Константин Павлович всё чаще стал действовать в обход сейма;

Аресту подвергся целый ряд оппозиционно настроенных депутатов сейма;

В 1830 году в Европе наблюдался общий подъём революционных настроений (новые режимы победили во Франции и Бельгии);

В рамках Священного союза Россия собиралась послать войска на подавление революции во Франции, которой в Польше симпатизировали;

Среди посланных на подавление восстания войск могли оказаться и собственно польские части.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась. В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель. Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;

Приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;

В регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;

Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения. В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримре, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

Хронология восстания:

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

17 мая 1831 года – смерть командующего русскими войсками генерала Дибича от холеры, что приостановило наступление;

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Название: Жилища

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Название: Транспорт

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Название: Одежда

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Название: Кухня

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно. Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

Начало царствования Николая II.

Общественное движение в конце XIX в.

В 1894 г. на престол вступил Николай II . В на-чале его правления многие возлагали на него боль-шие надежды: в России на смену «грозному» царю приходил «добрый». Однако на приеме 17 января 1895 г. Николай II упомянул о «бессмысленных меч-таниях» общества о представительском строе и за-верил собрание в своей приверженности к самодер- жавию. Победоносцев, готовивший речь Николая П, говорил о «беспочвенных мечтаниях», слова царя прозвучали очень обидно, сразу и навсегда оттолк- нули от него либералов.

Николай не был создан для государственных дел, хотя и относился к ним добросовестно, счи-тая самодержавную власть, полученную от отца, неотъемлемым, завещанным свыше, достоянием своей семьи. Эту власть он должен был укрепить и передать своему сыну. Николай II был так же консервативен, как и Александр III , но не обла-дал столь же смелым и решительным характе- ром. В начале его царствования не произошло по- ворота во внутренней политике в сторону давно назревших реформ.

Во времена Александра III либеральное движе-ние столкнулось с серьезными трудностями. Ми- нистр внутренних дел Д. Толстой вел решитель- ную борьбу с земским либерализмом; прекратил деятельность «Земский союз», затем последовала земская контрреформа. В годы реакции требова-ние конституции отошло на второй план, на пер-вый выдвинулась программа «малых дел», осно- ванная на земской практике: 1) введение всеоб-щего начального образования; 2) отмена телесных наказаний; 3) создание мелкой земской единицы на базе волостного самоуправления. Эти требова- ния высказывались на земских собраниях, про пагандировались в печати. В 1885-1886 гг. во-прос о всеобщем образовании был поставлен Пе- тербургским комитетом грамотности при Воль- ном экономическом обществе, старейшей обще- ственно-научной организации, основанной в 1765 г. В 1895 г. Общество под руководством графа П. А. Гейдена открыло двери для широкой публи- ки, превратившись в своеобразный клуб, где об- суждались насущные вопросы. В 1898 г., когда в стране случился неурожай и голод, Общество по-ставило продовольственный вопрос, его обсужде- ние сопровождалось критикой правительства. Вла-сти запретили публикацию отчетов о заседаниях, допуск широкой публики и обязали присылать на утверждение программу заседаний. Вопросы об отмене телесных наказаний и о помощи голо- дающим поднимало и Пироговское общество вра- чей, основанное в 1883 г.

Развивающееся земское хозяйство требовало разделения уездного земства, на мелкие земские еди- ницы для руководства на местах; земские деятели надеялись на сближение с крестьянством и вовле- чение его в либеральное движение. Кроме того, был необходим координирующий орган наподобие рас- павшегося «Земского союза». Роль такого органа могли бы выполнять ежегодные встречи председа-телей губернских земских управ, как предложил председатель Московской управы Д. Н. Шипов; пер- вая встреча состоялась в Нижнем Новгороде в 1896 г., однако дальнейшие были запрещены ми-нистром внутренних дел И. Л. Горемыкиным. С 1889 г. по инициативе князей Петра и Павла Дол-горуковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи и обеды для бесед. Образовав-шийся на этой основе кружок «Беседы» (1899 г.) постепенно перешел от обсуждения земско-хозяйственных вопросов к политическим. В конце XIX в. в либеральное движение включился «третий эле- мент»; по численности и активности оно сравня- лось с консервативным лагерем.

После разгрома «Народной воли» более замет-ную роль в народническом движении стало играть мирное, реформистское направление, названное ли- беральным народничеством. Либеральные народ- ники считали переход России к капитализму упад- ком и намеревались поддерживать крестьянскую общину, артель и другие коллективные формы про- изводства. Для этого они предлагали следующие ме- ры: расширение крестьянского землевладения; де-шевые кредиты для крестьян, уравнение их в пра- вах с другими сословиями. Особенно широко идеи либерального народничества распространились сре- ди «третьего элемента», но влияние и авторитет его идеологов - Н. К. Михайловского, В. П. Воронцо-ва, С. Н. Кривенко - выходило за рамки земской интеллигенции.

Михайловский поддерживал связь с народоволь- цами, отстаивал в»их подпольных листках консти-туционные идеи, призывал к созыву Земского собо-ра, но считал заговор крайним, вынужденным сред- ством борьбы. Вернувшись из ссылки, последовав-шей за событиями 1 марта 1881 г., он сотрудничал в журнале «Русское богатство», главном печатном органе либерального народничества. В центре его философской концепции лежала идея личности. Идеи Михайловского о том, что содержание эпохи зависит от людей (вспомним, Лавров считал, что ис- торический процесс происходит в результате уси- лий «критически мыслящих личностей»), воспиты-вали в молодом поколении активное отношение ч жизни, столь важное в годы реакции.

В. П. Воронцов, работая в земстве, убедился в бес- полезности революционной агитации среди кресть- ян. Он накопил и обобщил огромный статистиче-ский материал о крестьянской общине. Михайлов-ский высоко ценил экономические работы Воронцо- ва, но критиковал его чрезмерное увлечение идеей русской самобытности, идеализацию общины и про- тивопоставление крестьянства и интеллигенции.

С. Н. Кривенко откровенно проповедовал «тео-рию малых дел», считая, что малые дела, сливаясь в крупные, служат высоким целям. Кривенко пы-тался создать земледельческую интеллигентскую общину, построенную на экономических принци- пах и отличающуюся деловой, социально полез- ной направленностью. Эта колония близ города Туапсе потерпела крах, как и многие подобные начинания.

Западники. - буржуазно-либеральное течение

Кавелин, Грановский, Боткин, Анненков.

Россия и Запад – единый путь

Постепенные буржуазные реформы

Против революции

Отмена крепостного права

Введение конституции и буржуазных свобод

Славянофилы: - переплетение буржуазно-либеральной и консервативной идеологии

Братья Кириевские, Аксаковы, Хомяков, Самарин

Самобытность и особый путь развития России

Сохранение патриархальной общины

Отмена крепостного права

Восстановление порядков допетровской эпохи

Возрождение Земских соборов

Неприятие революции

Панславизм (идея объединения славянских народов под эгидой русского царизма)

Революционно-демократическое течение

Белинский, Герцен, петрашевцы, Чернышевский, Шевченко

Влияние французских социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье

За революционный путь достижения социализма

Утопический социализм (несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах). Можно перейти к социализму, минуя капитализм.

Община – зародыш социализма

За крестьянскую революцию

Внешняя политика (опорный конспект)

1. Охрана абсолютистских порядков. (Подавление восстания в Польше 1830-1831), отмена польской конституции 1815 г., подавление революции в Венгрии в 1849 г., подавление освободительных движений в Дунайских княжествах).

2. Восточный вопрос.

Русско-английское соперничество на Балканах, Кавказе, Средней Азии

Русско-турецкая война 1828-1829 гг

Ункиар-искелесийский договор 1833 г. (свободный проход русских судов через черноморские проливы).

3. В преддверии Крымской войны

Активность России после подавлений революций в Европе

Внешняя политика Николая, приведшая Россию к политической изоляции

4. Крымская война 1853-1856.

Причины : обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения.

Повод: русский царь- покровитель православия в Турции (спор из-за православных святынь Вифлеема и Иерусалима)

1 этап: октябрь 1853 – оккупация Валахии и Молдавии; военные действия на Балканах и Закавказье; в ноябре 1853 г. – победа Нахимова при Синопе.

2 этап: март 1854 – вступление в войну Англии и Франции; наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса; осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход русских войск с Балкан; высадка у Евпатории десанта англичан и французов, оборона Севастополя (349 дней), затопление русского флота в Севастополе, август 1855 – сдача Севастополя.

Итоги: 1856 г. – Парижский договор – россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море

Причины поражения : экономическая и военно-техническая отсталость; отсутствие ж/ д транспорта; парусный флот; коррупция, воровство чиновников; рекрутская система.


Значение: подорван международный престиж России; показала необходимость проведения буржуазных реформ; освободительная война на Балканах и образование Румынии.

Александр II. Унизительное поражение в Крымской войне произвело глубокое впечатление на Александра II, который справедливо считал его следствием социально-экономической отсталости России. В годы своего правления (1855–1881) он предпринял попытки модернизации страны с помощью обширной программы реформ, которые, с одной стороны, оспаривались реакционерами, а с другой – вызывали недовольство революционно настроенной интеллигенции, стремившейся к более радикальным изменениям. Идеологами радикалов стали А.И.Герцен и Н.М.Чернышевский.

Наиболее важной реформой Александра II стала ликвидация в 1861 крепостного права. Однако крестьяне должны были выкупить у дворян-собственников земли, для чего им были предложены правительственные займы; их следовало выплачивать постепенно в течение 49 лет. С целью контроля затакого рода платежами и использованием земли создавались крестьянские общины. Многие крестьяне попадали в долговую зависимость от общины. Крестьяне не были заинтересованы в уходе за землей, поскольку община следила за регулярным обменом земельными участками между крестьянскими дворами. Такая ситуация в деревне наряду с ускорившимся промышленным развитием страны вызвала миграцию большого числа крестьян в города для работы на заводах и фабриках. В ходе столь исторически важных социальных преобразований стремительно набирало силу движение интеллигентов-народников, которые считали, что землю крестьянам надо отдавать без выкупа, а стране необходимы парламент и республиканская форма правления. Народники доказывали, что Манифест об освобождении – обман, что крестьяне по своей природе являются революционным классом, а мир (община) должен стать основой уникальной российской формы «крестьянского социализма». Летом 1874 тысячи студентов отправились по деревням для разъяснения крестьянам, что же нужно делать. Это «хождение в народ» провалилось, так как его руководители не смогли в ясной форме донести свои идеи до крестьян, большая часть которых сохраняла верность императору и была убеждена, что в их трудностях виноваты бывшие землевладельцы.

В 1864 была проведена крупномасштабная реорганизация местного управления, выразившаяся в создании земских учреждений в большинстве губерний европейской России, демократизированы суд и система образования, отменена цензура. В 1870 была проведена реформа городского управления, а в 1874 – военная реформа. В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. Но еще в 1878 группа народников создала организацию, получившую название «Народная воля», которая провозгласила необходимость террора для осуществления революции. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.

Реформы Александра II Опорный конспект

Причины отмены крепостного права:

Сила экономического развития, втягивающая Россию на путь капиталистического развития

Неуклонный рост крестьянского движения

Поражение России в Крымской войне, вскрыло и показало всю гнилость и отсталость царского самодержавия и крепостничества

Подготовка к отмене крепостного права:

Часть помещиков согласна на небольшие уступки, часть готова отдать больше земли, чтобы получить больший выкуп

Либеральное звено: Ростовцев, Милютин, Ланской; консерваторы – Долгоруков, Муравьев

30 марта 1856 г. – начало великих реформ, выступление Александра II перед предводителями дворянства, где он сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать когда оно отменится снизу.

Конец 1857 г.- образование губернских дворянских комитетов

Конец 1858 г.- сформировалась правительственная программа

2 февраля 1859 г. – создание Редакционных комиссий во главе с Ростовцевым, затем возглавил Панин.

В результате помещики получили:

Право собственности на всю землю, сохранили право господствующего класса

Лишились права распоряжаться личностью крестьянина

Сохранили земли: 1/3 Нечерноземья, ½ Черноземья

Крестьяне:

Получили личную свободу

Право владеть имуществом, смена деятельности, сокращение площади крестьянских наделов (отрезки)

Выкупные платежи: 20 % - сразу и 80 % - государству в течение 49 лет

Временнообязанное состояние: барщина или оброк (отменено в 1881 г.)

Значение:

Крестьяне получили личную свободу, начало капитализма в России

но много феодальных пережитков, земельный голод крестьян.

Первая половина девятнадцатого столетия стала своеобразной эпохой взросления русского общественного движения. В это время страной правил Николай I (1825-1855 годы). В данный период окончательно конкретизируются позиции самых популярных политических лагерей. Формируется монархическая теория, а также появляется либеральное движение. Круг деятелей революционных позиций существенно расширяется.

Общественное движение в годы правления Николая 1 распрощалось с философией модного просвещения как основой идеологии. На первое место выходят гегельянство и шеллингианство. Конечно, эти немецкие теории применялись с учетом особенностей российского государства и менталитета. Революционеры не только освоили пришедший из Европы, но и выдвинули собственную идею общинности. Равнодушие правительства к этим новым веяниям и борьба властных кругов со свободой проявления живой мысли стали катализатором, высвободившим опасные и очень могучие силы.

Общественное движение в годы правления Николая 1 и социальная жизнь

Как и любое направление философской и политической мысли, свободомыслие в России характеризовалось определенными чертами, свойственными только этому периоду времени. Общественное движение в годы правления Николая I развивалось в условиях авторитарного и предельно жесткого режима, который пресекало любые попытки высказать свое мнение. Движение происходило под существенным влиянием декабристов. Идея первых дворянских революционеров и их горький, трагический опыт, с одной стороны, разочаровывали, а с другой - вдохновляли на поиск новых путей совершенствования философского духа.

Начинает приходить осознание того, что необходимо привлекать широкие массы населения, в том числе и крестьян, ведь основной целью всех течений было равенство всех сословий. Общественное движение в годы правления Николая 1 было начато в основном дворянами, но впоследствии к нему присоединились и разночинцы. В эти годы произошло формирование совершенно новых течений. Это славянофилы, западники и народники. Очень популярной стала Все эти концепции укладывались в нормы и принципы либерализма, консерватизма, социализма и национализма.

Так как возможность выражать свое мнение свободно отсутствовала, общественное движение в эпоху приобрело в основном форму кружков. Люди тайно уславливались о месте и времени встречи, а для пропуска к обществу требовалось назвать тот или иной пароль, который постоянно менялся. Намного более важное значение, чем в предыдущие эпохи, приобрели живопись, художество и литературная критика. Именно в это время наблюдалась отчетливая взаимосвязь власти и культуры.

Огромное влияние на общественную мысль оказали немецкие философы Гегель, Фихте и Шеллинг. Именно они стали прародителями многих политических направлений в России.

Особенности в 30-50-е годы девятнадцатого века

Если рассматривать данный период, то следует отметить, что после событий 14 декабря 1825 года сила интеллигенции была чрезвычайно ослаблена. После жестокой расправы над декабристами общественное движение в России при Николае 1 практически приостановилось. Весь цвет русской интеллигенции был или разгромлен, или отправлен в Сибирь. Только спустя десять лет стали появляться первые университетские кружки, в которых группировалось молодое поколение. Именно тогда все популярнее стало шеллингианство.

Причины общественных движений

Как и у любого у данного направления были свои весомые основания. Ими стали нежелание власти признавать, что время изменилось и уже нельзя стоять на месте, а также жесткая цензура и подавление любого сопротивления, даже выраженного мирным путем.

Основные направления движений

Поражение декабристов и введение режима репрессий привели лишь к временному затишью. Общественное движение в годы правления Николая 1 еще более оживилось спустя несколько лет. Центрами развития философской мысли стали петербургские и московские салоны, кружки чиновников и офицеров, а также высшие учебные заведения, Московский университет в первую очередь. Все популярнее становятся такие журналы, как "Москвитянин" и "Вестник Европы". Общественное движение в годы царствования Николая 1 имело три четко выраженные и разделенные ветви. Это и радикализм.

Консервативное направление

Общественное движение в эпоху правления Николая 1 было связано с развитием нескольких политических и социальных течений. Консерватизм в нашей стране опирался на теории самодержавности и необходимости жесткого правления. Также подчеркивалась важность крепостного права. Эти идеи возникли еще в 16-17-м веках и достигли своего апогея в начале 19-го века. Особое звучание консерватизм приобрел тогда, когда на Западе с абсолютизмом было практически покончено. Так, Карамзин писал о том, что самодержавие должно быть незыблемо.

Очень распространенным стало это течение после кровавой расправы с декабристами. Для того чтобы придать консерватизму идеологический статус, граф Уваров (министр народного просвещения) разработал теорию официальной народности. В ней самодержавие признавалось единственно возможной и верной формой правления в России. считалось благом и для народа, и для государства в целом. Из всего этого делался закономерный вывод о том, что никакие изменения и преобразования не нужны. Эта теория вызвала резкую критику среди интеллигенции. Ярыми оппозиционерами стали П. Чаадаев, Н. Надеждин и другие.

Либеральное направление

В период между 30-40-ми годами 19-го века зародилось новое течение, которое стало противоположным консерватизму. Либерализм условно был разделен на два лагеря: славянофилы и западники. Идеологами первого направления стали И. и К. Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин и другие. Среди руководящих западников можно назвать таких выдающихся юристов и философов, как В. Боткин, П. Анненков, К. Кавелин. Оба этих направления объединяло желание видеть Россию современной и цивилизованной в кругу европейских стран. Представители этих движений считали необходимыми отмену крепостного права и выделение крестьянам небольших участков земли, введение и свободы слова. Опасаясь репрессий, и западники, и славянофилы надеялись, что государство само проведет эти преобразования.

Особенности двух течений либерализма

Конечно, были у этих направлений и различия. Так, славянофилы придавали излишнюю значимость самобытности русского народа. Они считали идеальной формой правления допетровские устои. Тогда земские соборы доносили до государя волю народа, а между помещиками и крестьянами были четко налаженные отношения. Славянофилы полагали, что русским людям свойственен от природы дух коллективизма, тогда как на Западе царит индивидуализм. Они боролись против повального идолопоклонничества перед европейскими тенденциями.

Общественное движение при Николае I было представлено и западниками, которые, наоборот, считали, что нужно перенимать передовой опыт развитых стран. Они критиковали славянофилов, утверждая, что Русь отстает от Европы во многом и должна догонять ее семимильными шагами. Единственно верным путем просвещения они считали всеобщее образование.

Революционное движение

Малочисленные кружки возникали в Москве, где, в отличие от северной столицы, шпионаж, цензура и доносы были не так сильно развиты. Их члены поддерживали идеи декабристов и глубоко переживали расправу над ними. Они распространяли вольнолюбивые памфлеты и карикатуры. Так, в день коронации Николая представители кружка братьев Критских разбросали по Красной площади листовки, призывающие народ к свободе. Активисты этой организации были заточены на 10 лет в тюрьму, а после принуждены к несению воинской службы.

Петрашевцы

В 40-х годах 19-го столетия общественное движение ознаменовалось существенным оживлением. Опять стали возникать политические кружки. По имени одного из их руководителей, Буташевича-Петрашевского, и было названо это течение. В кружки входили такие выдающиеся личности, как Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и т. д. Петрашевцы осуждали абсолютизм и выступали за развитие демократии.

Кружок был раскрыт в 1849 году, к следствию были привлечены более 120 человек, из них 21 был приговорен к расстрелу.