Меню

Открытое занятие буква ц подготовительная группа. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Заземление

Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

– На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

– Закончите чистоговорку.

На доске:

– Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц – буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] – всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

– Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

– Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

– Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

– Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

– Шестое задание – "Доскажите словечко".

Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке – сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

– С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации: 19.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа

Воспитатель: Вахренева Н.М.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»

Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,

связной речи.

Программное содержание:

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.

Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.

Совершенствование навыков чтения слогов.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание

интереса

литературного

произношения,

воспитание языкового чутья.

Оборудование:

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,

Ход занятия:

Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Воспитатель:

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как

лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

Артикуляция звуков.

Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?

Дети: Произносят гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?

Дети: Мягкие звуки.

Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?

Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»

КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать

сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он

захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,

как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем

Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)

Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.

Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки

3.Знакомство с новым звуком «Ц»

Воспитатель: Вы, любите загадки?

Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десть их, но братья эти

Сосчитают, все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в

начале слов отгадки?

Дети: Звук «ц»

4.Учимся произносить звук «ц»

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим звук «ц» (зубы видны)

Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает

только твердый?

Определить звук «ц» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Физминутка «Кузнечики».

5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)

Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?

Игра «Внимательные ушки»

Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»

М К Ц Р Ц А Ц

Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»

АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА

Правильно, за мной повтори:

ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца

ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец

Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо

Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц

Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца

Игра «Большой – маленький» (словообразование)

Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце

6. Знакомство с буквой:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую

и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».

Написание буквы ц в воздухе, на листе.

Игра «Буквы заблудились»

Что можно составить из букв? (слово)

Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И

7. Чтение слогов:

8. Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?

Рефлексия:

Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и

активными. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 1-2.

Тема : Звук и буква «Ц».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым звуком и буквой «Ц». Формировать навык чтения прямых и обратных слогов, слов с буквой «Ц».

Задачи:

Образовательные:

уточнить знания детей о гласных и согласных звуках;

учить правильно произносить звук «Ц», соотносить с буквой «Ц», распознавать в словах;

формировать навык слияния слогов.

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный аппарат обучающихся;

развивать фонематический слух на основе звукобуквенного анализа;

коррегировать зрительное, слуховое восприятие через использование коррекционных упражнений на запоминание и узнавание звука и буквы.

Воспитательные:

воспитывать положительное отношение к чтению как виду речевой деятельности;

учить слушать одноклассников и учителя, задавать вопросы;

Методы и приемы:

Словесные: фонетическая зарядка, беседа, рассказ, игра, чтение слогов и предложений.

Наглядные: иллюстрации, наборное полотно.

Практические: моделирование букв.

Оборудование: картинка Пети, презентация, разрезная азбука, наборное полотно, карточки для индивидуальной работы, пластилин, человечки для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, встаньте красиво, подравняйтесь. Проверьте, у вас на парте должен быть букварь, пластилин, пр.карандаш, касса букв и конверт.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

Садитесь.

Подготовка к восприятию нового материала.

Слоги заблудились.

К нам на урок пришел Петя. Посмотрите, что он принес? (Слоги).

Прочитайте их. (рок, У).

Помогите их расставить так, чтобы получилось слово. (Ученик выполняет задание около доски).

Причитайте слово хором.

Как называется наш урок? (Обучение грамоте).

Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте? (Учимся читать).

Упражнение «Угадай букву».

Цель: Сейчас мы проверим хорошо ли вы знаете буквы.

Ребята, достаньте из конвертика карточку. Положите ее перед собой. Возьмите простой карандаш. Допишите буквы.

1,2-я группа: дописывают буквы д,е,и,н,п,ш,.

3-я группа: д,е,и,н,п.

4-я группа: д,е,и,н,п с опорой на образец.

Сравните работу с образцом. (Дети смотрят на экран).

Назовите буквы. (Каждая группа дополняет буквы).

На какие 2 группы мы их можем разделить? (гласные и согласные).

Назовите гласные (е,и), согласные (д,н,п,ш)

Что вы знаете о гласных? (мы их поем)

Что вы знаете о согласных? (звонкие, глухие, твердые, мягкие).

Молодцы, хорошо знаете буквы и звуки.

Целевая установка.

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем как он обозначается, будим читать слоги, слова и составлять предложения с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, а чтобы правильно произносить все звуки подготовим наш язык к работе.

«Горка» (улыбнулись, рот приоткрыт, выгнули язычок, уперлись кончиком язычка в нижние зубы). Повторить 3 раза.

«Часики» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка переводим из одного уголка рта в другой). Повторить 3 раза.

«Качели» (улыбнулись, открыли рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы). Повторить 3 раза.

Улыбнулись, «произнесите звуки т-с…».

Итак, зачем мы делали эти упражнения? (Чтобы правильно произносить звуки).

Изучение нового материала.

- Для нас Петя приготовил загадку. Отгадайте, о ком идет речь.

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

(Показ картинки цапли).

Что вы знаете о цапле? (Перелетная птица).

Почему она прилетела к болоту? (Цапли живут на болотах).

Чем она питается? (питается лягушками и рыбой).

Выделение нового звука.

Цель: Сейчас мы будем учиться выделять новый звук.

Учитель произносит слово «цапля».

Произнесите его хором. (Цапля).

Разделите слово на слоги (цап-ля).

Сколько слогов в слове? (2).

Назовите первый слог (цап), второй слог (ля).

Произнесите только первый слог и послушайте какой первый звук мы слышим. (цап).

Какой первый звук вы услышали? (Ц).

Посмотрите, как я произношу звук «Ц». Губки улыбаются, зубки сближены, но не закрыты. Язычок внизу.

Произнесите звук «ц» хором, по одному.

Произнесем еще раз звук «Ц» и понаблюдаем, свободно выходит воздух или нет.

Какой звук «Ц»? (согласный).

Каким цветом его обозначим? (синим).

Давайте определим звонкий или глухой? (Дети прикладывают ладошку к горлу).

Ребята, еще звук «Ц» всегда твердый.

Охарактеризуйте звук «Ц». (согласный, глухой, твердый).

Какой новый звук мы учились слышать и произносить? (Звук «Ц»).

Вывод: Звук «Ц» согласный, глухой, всегда твердый.

Игра «Хлопочки». (стоя)

Цель: А сейчас мы будем учиться слышать звук «Ц» в словах. Для этого Петя предлагает поиграть в игру «Хлопочки».

Я вам буду называть слова. Если вы услышите звук «Ц», нужно хлопнуть в ладоши над головой.

(ЗАЯЦ , ВРАЧ, Ц ЫПЛЕНОК, УДОЧКА, ПАЛЕЦ , ЧАЙ, Ц ВЕТОК).

Какой звук мы учились слышать? («Ц»).

Определение места звука в слове. Игра «Лото».

Цель: Сейчас мы определим, где может стоять звук «Ц» в слове.

Достаньте из конверта игровое поле и картинки.

Возьмите карточку №1. Кто на ней изображен? (Заяц).

Произнесем слово хором и послушаем, где стоит звук «Ц». (в конце). Сверьте с образцом. И т.д.

Сверьте с образцом.

Вывод: Звук «Ц» может находиться в начале, конце и середине слова.

Знакомство с буквой «Ц».

Цель: А теперь мы узнаем как выглядит буква «Ц» и будем учиться находить ее среди других букв.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок - царапка -

Как кошачья лапка.

С чем сравнивают букву? (С кошачьей лапкой).

Это большая буква «Ц». Она пишится в начале предложения и именах людей. Это маленькая буква «Ц».

Из каких элементов состоит буква «Ц»? Какой элемент необычен? (хвостик на конце).

Найдите эту букву в «кассе букв». Покажите. (Один ученик выполняет у доски).

Конструирование буквы «Ц».

Дети лепят ее из пластилина.

4-я группа - выкладывание буквы по трафарету.

Цель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседей не держаться.

(Повторить упражнение два раза, сначала на одной ноге, потом на другой).

Чтение слогов с изученным звуком.

АЦ ЕЦ ЯЦ ЦА ЦЫ ЦО ИЦ ОЦ

Хоровое чтение слогов;

Индивидуальное чтение (сильный ученик, слабый ученик).

Чтение слогов цепочкой.

Первичное закрепление материала.

Цель: Мы прочитали слоги, а теперь будем читать слова.

Работа с учебником (стр. 118)

Откройте букварь по закладке. Перелистните, найдите нашу новую букву.

Чтение столбиков слов (сильные ученики, затем слабые).

Что заметили? (Все слова оканчиваются на букву «Ц»).

Чтение по эстафете.

Какое слово вам не понятно? (Кузнец).

Словарная работа.

Кузнец - это человек, который кует из железа различные предметы. Это профессия очень тяжелая, но очень уважаемая и почетная. Она существует и в наше время.

Составьте предложения со словами: заяц, отец, огурец, палец, молодец, кузнец.

Итог урока.

С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

Дайте характеристику звуку «Ц».

Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным слогам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с-з]; ознакомить с буквой Цц ; закреплять образ буквы.

Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; простые карандаши; набор картинок; синие и зеленые звездочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выкладывают синюю звездочку, если в слове слышен звук [с], и зеленую звездочку, если в слове слышен звук [з].

Зайка, заинька косой,

Подожди меня в лесу -

Что ты бегаешь босой?

Я ботинки принесу.

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Ца-ца-ца,

цапля, улица, пыльца.

(И. Лопухина)

И. 1. Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:

Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других звуков. Например: [с-С"], [м-м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

2. Артикуляция звуков.

Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за нижние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Характеристика звуков. Звук [ц] - согласный, всегда твердый.

Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук)

Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король, птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, театр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.

Педагог предлагает сначала определить количество слогов в сло ве курица, а затем - место звука [ц] в нем (середина).

Работа с предложением.

а) - Из чего состоит предложение? (Из слов) Определите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо». (Три) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении)

б) Составление предложений по опорным словам: бабушка, вязать, носки. (Бабушка вяжет носки)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Звуку [ц] соответствует буква Цд . Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

Буква Ц -

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Е. Тарлапан)

Букву размещают на панно по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира № 2 (вторая клетка слева).

Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).

Закрепление образов букв. «Чудо-домик».

Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5) Назови звуки, которые они обозначают.

V. Упражнение для мелкой моторики «Циркуль».

Продолжаем тренировать детей в правильном произношении звуков. Сегодня это закрепление звука [Ц] и буквы Ц.

Прислала занятие воспитатель логопедической группы ГБДОУ №22 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Росицкая Галина Евгеньевна.

Используйте в своих домашних занятиях видео презентацию и просто красочные картинки.

Тема:

Фронтальное занятие для детей подготовительной группы

Цель : Закрепление правильного произношения звука Ц в словах, предложениях.

Задачи :

I. Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей о звуке [Ц] и букве Ц: уточнение артикуляционного уклада, характеристика звука (согласный, твердый). Уточнение представлений детей о графическом образе буквы. Обучение навыкам ведения речевого диалога; культуры общения; использование вопросительной интонации в речи. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Учить согласовывать числительные с существительными в роде. Упражнять в образовании существительных во множественном числе в Родительном падеже.

II. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия – выделение звука из ряда звуков различных по артикуляции и акустическому звучанию; выделение звука на фоне слогов и слов.

Развитие фонематического анализа – нахождение позиции звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Развитие фонематического синтеза – выделение первого звука в слове и составление слова из набора выделенных звуков.

Развитие зрительного внимания – анализа, сопоставления.

Развитие слухового внимания – восприятие и воспроизведение, умение следовать словесной инструкции.

Развитие речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики.

III. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию, к родному языку. Воспитание доброжелательности; культуры общения.

Оборудование:

Набор предметных картинок, кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок, ширма, аудиозапись, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В сказочном дворце», логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся»

Используемые ресурсы:

1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс])

2. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце»

План занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.

Игра «Поймай звук».

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями».

8. Развитие фонематического анализа.

10. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

11. Развитие фонематического представления и синтеза.

Ход занятия.

1.Организационный момент

(дети стоят полукругом, воспитатель в центре).

Воспитатель. Ребята, с каким звуком мы с вами знакомились на прошлом занятии?

Дети. Со звуком [Ц]

Воспитатель. Подойдите к столу, выберите картинку, в названии которой вы услышите этот звук. (дети выполняют задание).

Воспитатель. Назовите свои картинки.

Дети Цапля, крыльцо, кольцо, огурец, цветок, палец, птица.

Воспитатель. Молодцы! Берите свои картинки и садитесь на свои места.

2. Сообщение темы.

Воспитатель. Кто у нас на прошлом занятии был в гостях?

Дети. Цыпленок Цып.

Воспитатель. Да, я вам рассказывала о первом путешествии цыпленка Цыпы. А вы хотите тоже отправиться в путешествие.

Дети. Да.

Воспитатель. Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут царица Звуков, царь Слов, принц Слог, принцесса Буква. А поможет найти дорогу старый житель этой страны Старичок-Звуковичок. Ну что готовы?

Дети. Да.

(включается аудиозапись, звучит мелодия и из-за ширмы появляется кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок)

Ст-Зв. Утомился я с дороги. Отдохну у вас немного.

Воспитатель. Конечно, Старичок-Звуковичок. Садись на стульчик. А мы с тобой поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха (стоя)

Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти.

Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «пять».

5. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель. Старичок-Звуковичок, а ты знаешь какую-нибудь игру?

Ст-Зв. Конечно, знаю и научу вас в нее играть. Называется игра «Поймай звук». Правила игры таковы: я называю разные звуки, а вы ловите нужный звук, сжимая кулачок.

Воспитатель. А какой звук мы будем сегодня ловить?

Ст-Зв. У детишек на столах лежат картинки. Какой звук вы сегодня находили, выбирая их?

Дети. Звук [Ц].

Ст-Зв. Вот этот звук вы и будите ловить.

Воспитатель. Ребята приготовьтесь! Старичок-Звуковичок подсказал мне, какие звуки мне называть, я буду их называть, а вы будете ловить звук [Ц]. Когда услышите его, то сжимайте пальчики в кулачок.

Б, М, Ц, Г,К,О,Ц,В, П,Ц.

А теперь ловите его в слогах.

Ац, ам, ок, уц, ып, иц.

Му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо.

Самое трудное – поймать звук в словах.

Арка, марка, цифра, цапля, домик, танец.

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями»

Воспитатель. Понравилась тебе Старичок-Звуковичок игра? Ты отдохнул? Тогда давайте отправимся в путь!

Выходите ребята ко мне.

«Игра с движениями»

Со Старичком-Звуковичком по дорожке мы идем Шагают на месте
Не зевай, не отставай! Поскорее догоняй! Бег на месте
Вот болотце впереди Качают головой
Нам его не обойти Повороты головы вправо, влево
Оглянись по сторонам. Что поможет в этом нам? Повороты туловища вправо, влево
Посмотри себе под ножки. Что лежит там на дорожке? наклон
Эта палка – выручалка! Нам поможет эта палка! присели
Взяли палку в руки крепко. Рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак
Друг за друга взялись цепко. Встают друг за другом, руку кладут на плечо впереди стоящему
Не спешите, не зевайте. След в след за мной шагайте. Идут медленно, шаг широкий
Вот болотце и прошли! Расцепились, руки опустили вниз
Что нас ждет там впереди? Пожимают плечами
Поле, речка, лес, дорога? Друга верная подмога! Кладут руки на плечи друг друга
Тайна, сказка, не гадай! Опускают руки
Ой, отстали! Догоняй! Бег на месте

7. Развитие связной речи – диалогической речи.

Воспитатель. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце» (Слайд 1) Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли.

(на интерактивной доске высвечивается картинка дворца)

Что это за здание такое?

Дети. Дворец.

Воспитатель. А где же Старичок-Звуковичок? Да вот же он! Присел на пенек.

Ст-Зв. Стар я стал для путешествий. Я вас проводил ко дворцу. А дальше вы сами. Я пойду к своим внучатам звукам. Они у меня тоже веселые, озорные. Как бы ни натворили чего!

Воспитатель. Дети поблагодарите Старичка-Звуковичка за то, что он помог дорогу к дворцу найти и в Волшебную страну попасть.

Дети. Спасибо, Старичок-Звуковичок!

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто во дворце живет. Только как в него войти? Нет ни окон, ни дверей? А вот кто-то появился на тропинке.

Воспитатель. Давайте узнаем кто это? Только не забудьте, как нужно вежливо обратиться с вопросом к незнакомому человеку.

Дети. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?

Здравствуйте дети! Меня зовут Царица Звуков. Я увидела из дворца гостей и вышла вас встретить. Я приглашаю вас к себе во дворец.

Воспитатель. Но как мы войдем во дворец? Все двери крепко закрыты.

Вы попали в Волшебную страну. Здесь все не просто. А чтобы попасть во дворец, нужно выполнить мое задание.

8. Развитие фонематического анализа

Мои придворные звуки любят играть в прятки. Вам нужно будет найти, какой звук спрятался в словах и где в слове он спрятался.

Дети. Это звук [Ц].

А почему вы решили, что именно этот звук прятался?

Дети. Во всех этих словах есть один и тот же звук.
А где он спрятался в слове «Цветок»?

Дети. В начале слова.

А в слове «яйцо»?

Дети. В середине слова.

Ну а в слове «огурец»?

Дети. В конце слова.

9. Развитие звуковой культуры речи.

Вы, я вижу, с этим звуком хорошо знакомы. Кто мне из вас сможет рассказать о нем? (Слайд 4)

Дети. Это согласный звук. Он упрямый звук не слушается команды гласных и всегда звучит твердо.

А почему вы решили, что этот звук согласный?

Дети. Потому что когда его произносим, есть преграда.

Какая преграда. Дети. Язычок.

А губки, какие, когда произносим этот звук?

Дети. Растянуты в улыбке.

А что же делает язычок, когда произносим звук [Ц]?

Дети. Кончик язычка упирается в нижние зубки, спинка язычка выгнута, края язычка прижаты к зубкам.

А горлышко проснулось или спит, когда произносим этот звук?

9. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

Посмотрите вот и двери появились во дворце и окна.

Воспитатель. Ребята сколько окон и дверей, Посчитайте их.

Дети. Два окна, три крыльца, четыре балкона, пять дверей.

10. Развитие фонематического представления.

Я хочу познакомить вас со своей семьей. Это мой сын – Принц Слог. (Слайд 5)

Он любит играть со слогами.

Да, это моя любима игра. Милые дети, а вы можете, прослушав их, придумать слова с этими слогами.

Дети. Да.

Придумайте слова со слогом ЦА.

Дети. Царица, цапля, птица.

Со слогом ЦО.

Дети. Яйцо. Крыльцо, кольцо, лицо.

А со слогом ЦЫ.

Дети. Пальцы, цыпленок.

Какие вы молодцы! Мне было приятно познакомиться с вами.

11. Развитие фонематического синтеза.

Теперь я хочу познакомить вас с Царем Слов

Царь занят своим любимым занятием. Он составляет из букв слова.

Царь. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть у нас в гостях. Помогите мне, пожалуйста, составить слово. Сегодня у меня что-то ничего не получается.

Воспитатель. Конечно, мы рады вам помочь. Но что нужно делать?

Царь. Нужно, глядя на картинку, найти первый звук в словах и из этих звуков составить слово.

Воспитатель. Ребята, какие первые звуки в словах вы нашли?

Дети. Ц, И, Р.К.

Воспитатель. И какое слово из них можно составить?

Дети. Слово «цирк»!

Царь. Спасибо, ребята!

12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.

Царь. Позвольте вам представить нашу дочь – Принцессу Букву (слайд 7) Она очень любит наряжаться и ее каждый раз не узнать. Вот и опять! Вчера была в одном наряде, а сегодня в другом. Посмотрите сами!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, во что была одеты принцесса вчера и сегодня. Найдите отличия и назовите. Только помните, что отвечать нужно не одним словом, а предложением. Например: Вчера у принцессы на платье были карманы, а сегодня на ней платье без карманов.

(дети находят отличия и отвечают, воспитатель следит за правильностью построения предлож ений).

13. Закрепление умений выделять слова со звуком Ц (работа с компьютерной логопедической программой «Играем и учимся», раздел «Знакомство с согласными. Звук Ц. Звук в начале и в конце слова» урок 1, 2)

Принцесса. Да, я очень люблю наряжаться, веселиться, играть. Поэтому на другие дела у меня не хватает времени. Сегодня хотела слова собрать со звуком Ц и не успела.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Принцессе собрать слова с Ц в начале. Дети работают на интерактивной доске.

А теперь выберите слова со звуком Ц в конце.

Воспитатель. Молодцы!

Итог занятия

Воспитатель. А теперь нам пора домой. Давайте попрощаемся с хозяевами дворца и поблагодарим их за теплый прием. (Слайд 9)

Дети встают со своих мест, шагают на месте и машут руками. Звучит тихая музыка.

Дети. Спасибо! До свидания!

Воспитатель. Молодцы ребята! Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.