Меню

Страны первого эшелона в начале 20 века. Второй «эшелон» в погоне за первым

Устройства

Во второй половине XIX века экономические теоретики условно разделили все государства мира на два модернизационных эшелона, определив тем самым их место в глобальном материальном производстве. Эта классификация и сегодня волнует умы специалистов во многих государствах, вставших на путь приближения общественных отношений к мировым стандартам, задаваемых самыми высокими показателями технического развития. Правда, теперь насчитывают не два, а три эшелона.

Лидирующий первый промышленный эшелон

Главный показатель, который определяет, модернизационный эшелон, это способ развития государства, а также характер побудительных причин, вызывавших социально-экономические реформы. Хозяйственная эволюция способствовала постепенному приспособлению законодательств к потребностям развивающегося рынка, а инициатива шла, выражаясь образно, «снизу».

Возникнет ли четвертый эшелон модернизации? Пока этот вопрос остается открытым.

Я понял, что успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в своей жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху.

Букер Тальяферро Вашингтон,
(американский просветитель)

Общеизвестно, что капитализм, как динамично развивающаяся система, формируется крайне неравномерно. И это зависит от множества факторов, в том числе и от блокирующей силы докапиталистических укладов, а также от правильной стратегии национальной модернизации. По словам английского историка Н. Дэвиса, в XIX веке в Европе складываются две экономические зоны: «передовая, преимущественно индустриализированная и модернизированная зона на севере и западе, и отсталая, находящаяся в процессе индустриализации, но в основном не модернизированная зона юга и востока».

Исследователи очень часто ранжируют европейские государства, исходя из уровней цивилизационного и капиталистического развития. Например, известный социальный философ Валентина Федотова в общеевропейском пространстве предлагает выделять «первую Европу» и «вторую Европу», исходя из уровня цивилизационного и стадиального развития. Если Великобритания, Франция и даже США, попадают у нее в состав стадиально передовой - «первой Европы», то Германия, Австрия, Италия, Испания в отряд «второй Европы», отстающей от «первой» и пытающейся «ее» догнать. Эта модель имеет свое обоснование, так как она указывает на реальные отличия в развитии стран европейского полуострова в XIX веке.

Предложим и мы свою схему, исходя из уровня развития индустриального производства. Так, на раннеиндустриальной стадии в Великобритании, Франции, Нидерландах (страны «первого эшелона») сложилось раннебуржуазное общество, которое (особенно во Франции) несло в себе множество «родимых пятен» феодализма, например, сохранение сословных пережитков и довольно высокая доля аграрного населения (исключительно во Франции). Даже в самых передовых, по меркам XIX века, капиталистических странах Западной Европы в раннеиндустриальной стадии сохранялись докапиталистические уклады и сегменты. Но они теперь являлись своего рода осколками или обломками прежних формаций, которые успешно преодолевались капитализмом.

От этих стран по своим социально-экономическим параметрам отставали страны (Германия, Австрия, Италия, Испания), образовавшие своеобразный европейский «Не-Запад», или «периферийный Запад», в которых наряду с буржуазными отношениями продолжали сохраняться далеко непреодоленные феодальные и другие докапиталистические отношения особенно в деревне. Преимущественно в отряд этих стран входили страны католического субцивилизационного ареала, несколько отстающего от стран протестантского круга с его большей социальной динамикой.

Здесь капитализму еще предстояла довольно продолжительная работа по уничтожению всех препятствий и «завалов» с целью превращения экономик и обществ в этих странах абсолютно рыночного типа. Поскольку эти страны стали втягиваться в процесс модернизации позже, осуществлять ее как бы «вдогонку», впоследствии их стали называть странами «догоняющего» типа развития, или страны «второго капиталистического эшелона».

Во всех странах так называемого второго эшелона (Германии, Италии, Австро-Венгрии, Испании) процесс капиталистической модернизации растянулся и завершился не ранее первой трети XX века. В этих странах ключевая роль в проведении модернизации догоняющего типа принадлежала государству. Государства здесь, в отличие от Великобритании, Франции, Нидерландов, были с жестко авторитарной властью монархов и минимумом буржуазных свобод. Страны второго эшелона демонстрировали модернизацию «сверху» в отличие от модернизации «снизу» в странах Голландии и Великобритании, где она носила более органичный характер.

Модернизация стран догоняющего типа, происходящая «сверху», с помощью реформаторских усилий правительств, сопровождалась определенными трудностями, поскольку в этих государствах сохранялось множество сословно-феодальных пережитков, и модернизация встречала сильное сопротивление довольно влиятельных слоев традиционного общества (церковь, аристократия, крупное офицерство, крестьянство).

Общества этих государств носили в себе черты конгломератного сообщества, где наряду с современными укладами параллельно существовали уклады домодернизированного общества. Например, наряду с современной капиталистической индустрией и транспортом здесь сохранялись целые анклавы традиционализма и феодализма (прусское помещичество в Германии). И в Германии, и в Австро-Венгрии, и особенно в Испании сохранялась довольно значительная прослойка феодалов (принцы крови), которые занимали высшие государственные должности.

Например, в Австрийской многонародной империи в XIX веке весьма популярной была следующая поговорка: «настоящий человек начинается с барона». Здесь сохранялся явный приоритет государственной службы над бизнесом, а традиционные ценности продолжали господствовать над рыночными в среде правящего класса, состоявшего преимущественно из титулованных и аристократических особ.

Таким образом, не переработанные пласты докапиталистических обществ могли и часто оказывали существенное сопротивление реформаторским усилиям сверху, властной элите так до конца не освободившейся от докапиталистического сознания и образа мышления. Последнее обстоятельство серьезно мешало для проведения широкомасштабной модернизации, без консервативных «откатов» и торможений.

Страны второго эшелона отставали от стран первого эшелона и в промышленном развитии. Так в 1860 г. ВНП (валовый национальный продукт) стран первого эшелона был на 150% выше среднеевропейского уровня, то в той же империи Габсбургов (с 1867 г. Австро-Венгрии) он был даже ниже на 7% среднеевропейского показателя (Д. Травин, О. Маргания). Впоследствии, однако, ситуация стала меняться к лучшему благодаря промышленному росту и притоку капитала, особенно германского. И, тем не менее, Австро-Венгрия в отличие от более счастливой ее немецкой союзницы – Германии продолжала отставать от стран «первой Европы».

Так в начале XX века доля промышленной продукции в Великобритании составляла-55,7%, в Бельгии -48%, в Германии -37,4%, во Франции -30%, то в среднем по Австро-Венгрии на долю индустрии приходилось лишь -20,7%. Но все же Австро-Венгрия считалась великой державой и выгодно отличалась от неуклонно «падающей державы» - Испании. Там по свидетельству зарубежных историков дела обстояли намного хуже: «Нация плелась в хвосте промышленной и либеральной Европы: половина населения была неграмотна». Но даже и там индустриализация все же как-то проходила. Причем железные дороги в Испании, как и в России, являлись локомотивом этой экономики. Сюда направлялось до 60 % всех инвестиций. (Х. Лалагуна)

Чуть лучше чем у Испании ситуация с капиталистической модернизацией обстояла в объединенной государством Пьемонт итальянском королевстве. Здесь условным «городом» выступал Север страны, а ее «деревней» считался Юг. Архаичная южная часть Италии вызывала неприглядную картину, портившую внешний вид всей страны.

Вот как описывает, зарубежный историк Линтнер Италию последней трети XIX века. «Жизнь в объединенной Италии представляла собой картину общества, преимущественно деревенского и земледельческого: 60 % населения работало на земле, а точнее, влачило жалкое существование». Безусловно, здесь краски сознательно сгущены.

Итальянский Север страны был более развит чем тогдашняя Испания, но проблем у Италии в то время было не меньше. Эмиграция часто становилась порой единственным выходом из бедности и нищеты в Италии и к тому же очень быстро росла. Во второй половине 1870-х гг. каждый год из Италии в Европу выезжало около 80000 человек и до 20000- в Америку. Ко второй половине 1880-х гг. европейская эмиграция из Италии достигла до 100000 человек, а в Америку, уже до 200000.

Как известно, все познается в сравнении. Все выше перечисленные страны второго эшелона буквально «на голову» опережали в своем буржуазном развитии страны и народы Балканского полуострова и славян Восточной Европы входивших тогда в состав крупных империй (Австро-Венгерской и Российской). Там модернизационные процессы отставали от Германии и Австрийской монархии еще как минимум на столетие. Вопрос национального самоопределения здесь являлся центральным, оставляя за скобками вопросы экономического развития.

Какие еще препятствия капиталистическому развитию возникали в странах второго эшелона?

Догоняющая модернизация всегда болезненна для масс населения не успевавших, адаптироваться к новым условиям жизни. Это хорошо видно на примере Германии, которая за последнюю треть XIX века совершила настоящий экономический рывок, а ее среднедушевой доход за период 1871-1913 гг., даже удвоился. Наконец, в 70-е годы, благодаря личным усилиям канцлера Отто фон Бисмарка, в Германии была создана первая в мире государственная система социального страхования! Однако, форсированная модернизация, отягощенная сохранением феодальными пережитками, неизбежно порождала антикапиталистическое сопротивление недовольных модернизационными процессами масс и вела к социальным противоречиям.

В маргинализированных кругах возникала питательная среда для появления всякого рода экстремистских и шовинистических идей. Французы в Германии были ненавистны за наполеоновские завоевания, англичане - за то, что весь мир держат «в состоянии младенчества и вассальной зависимости», евреи - за то, что «жаждут богатств всего мира» (Л. Гринфельд).

К тому же немецкая интеллигенция не в полной мере идентифицировала Германию с Западом, порой резко противопоставляя историческую судьбу своей страны «торгашескому духу» англо-американского капитализма. Градус ксенофобии и шовинизма подпитывал комплексы не только полумаргинализированных интеллигентов, но и военных, прусских чиновников, что отмечалось многочисленными путешественниками. Слишком быстро капитализм осваивал традиционное пространство Германии, а это неизбежно приводило к дисбалансам и социо-психологической напряженности в обществе. И это несмотря на передовой германский опыт в строительстве первых ростков социального государства!

В Германии, так же как и в России, появлялись свои «западники», сторонники капиталистического прогресса, для которых основным врагом была архаичная национальная традиция, тянувшая Германию в феодальную отсталость, и свои «почвенники». «Почвенники», наоборот, выступали в защиту национальной самобытной немецкой культуры, традиционного образа жизни и являлись сторонниками «особого пути» Германии в противовес пути «меркантильного и бездуховного» Запада.

По словам Лии Гринфельд, образ Запада выступал в качестве антиобразца. Все неудачи Германии объяснялись «коварством Запада - злоба и зависть Запада также не давали Германии достичь того величия, которое ей предназначено судьбой. Ressentiment (мстительность, исходящая от зависти и чувства собственной неполноценности) рисовала Запад как всегда озабоченный тем, чтобы не дать Германии шанса на величие в будущем, и вечно готовым на нее напасть. Священная вечная война против этой чуждой цивилизации и всего того, что она отстаивала, была единственным способом справиться с ситуацией» (Л. Гринфельд).

Еще одно откровенное признание о массовой ксенофобии немцев в то время принадлежит проживавшему некоторое время в Германии американцу Полу Джонсу. «Основной чертой довоенного германского режима принцев, генералов, землевладельцев, профессоров по праву, которые придавали ему академическую законность, и лютеранских пасторов, которые создавали ему моральный авторитет, был антилиберализм. Эта управляющая каста ненавидела Запад лютой ненавистью, как за его либеральные идеи, так и за грубый материализм и бездуховность, которые (по их мнению) воплощали эти идеи. Они желали сохранить Германию в «чистоте» от западного влияния, и это был один из мотивов возобновления средневековых планов нашествия и заселения Востока, с целью создания континентальной Германской империи, которая бы позволила Германии стать независимой от англосаксонской мировой системы.

«Восточники» проводили фундаментальный водораздел между «цивилизацией», которую они считали беспочвенной, космополитической, аморальной, антигерманской, западной, материалистической и расово нечистой, и «культурой», которая наоборот, чиста, национальна, духовна, аутентична и является типично германской. Цивилизация как бы тянула Германию на Запад, а культура - на Восток. По их мнению, истинная Германия не являлась частью международной цивилизации, а была национально-расовой культурой в себе. Когда Германия следовала притяжению с Запада, ее постигла беда, а когда следовала своей судьбе на Востоке, она реализовывала себя».

Воспоминания Пола Джонса во многом проясняют тот социально-психологический климат, царившей в верхах полуфеодальной и милитаристически-шовинистической Германской империи. С его точки зрения, в Германии шли оживленные общественно-политические дискуссии о германской идентичности в условиях капиталистической модернизации, о векторе исторического развития страны, о роли Германии между «Западом» и «Востоком».

Важно также отметить, что вплоть до начала Первой мировой войны элитарное германское общество так и не смогло определиться с цивилизационной идентичностью страны в цивилизационной парадигме Восток - Запад.

Более того, большая часть гуманитарной интеллигенции, несмотря на очевидные успехи в капиталистической модернизации и строительстве мощной промышленной индустрии (Германия уже в 1880 г. вышла на первое место в Европе, обогнав Англию), по-прежнему не связывала судьбы своей страны с Западом, придерживаясь в основном «почвенно-изоляционистских» позиций.

Свою страну они считали пограничной между Востоком и Западом и при этом не принадлежащей ни одному из этих двух культурных миров. Такая цивилизационная неопределенность Германии впоследствии стала питательной средой для появления нацистской идеологии с ее ярко выраженной антизападной риторикой.

Политические и ментальные метания германской интеллигенции во второй половине XIX- начала XX вв. по поводу своей цивилизационно-культурной идентичности были еще в большей степени характерны для всего образованного класса всех стран, условно относящихся ко второму эшелону буржуазного развития. Традиции добуржуазных укладов сохраняли свою власть над людьми, в условиях, когда доля сельского населения еще значительно преобладала над городским. Будучи европейскими по географии, культуре и многовековым историческим связям, образованное население этих стран осознавало всю недостроенность у себя западной цивилизации, под которой уже тогда все больше понимали капитализм и все его достижения.

Разделы: История и обществознание

Цели образования:

1). Повторить и обобщить знания по темам:

Россия - страна второго эшелона модернизации: характер и задачи развития;

Политическое развитие Российской империи:

а) 1-я российская революция: задачи, характер, итоги;

б) политическая система думской монархии (1906 - 1917 г.г.);

в) политические партии России: основные направления, лидеры, программы.

Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги;

Внешняя политика России (1894 - 1916 г.г.):

а) русско-японская война: задачи России, характер, итоги, причины поражения России;

б) I мировая война: задачи России, характер, участники, основные операции.

2). Продолжить формирование понятийного аппарата.

Цели развития:

  • Формирование следующих умений: ставить учебную задачу; работать с понятиями; сравнивать; заполнять схему; обобщать; выделять главное; заполнять таблицу.

Цели воспитания:

  • Формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости мирового исторического процесса.

Методы проведения занятия:

  • Частично-поисковый и проблемный методы, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

Материальное обеспечение:

  • Рабочий лист к занятию, плакат “Российская империя (1894 - 1917г.г., музыкальные произведения – песни “Варяг”, “Варшавянка”, “В лесу родилась ёлочка”, репродукции картин В.В.Верещагина “Апофеоз войны”, “Конец Бородинского сражения”, “Забытый”.

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. “История России XX - начало XXI веков” - п.1-10.
  2. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. “Омский историко-краеведческий словарь”. - М.,1994.
  3. Россия на рубеже веков: исторические портреты. - М.,1991.

Ход урока

Россия в 1895 -1916 годах

1. Россия – страна второго эшелона модернизации (задание 1 - 2 рабочего листа, работа с понятием, сравнивать).

2. Политическое развитие России:

а) первая российская революция (задание 3А рабочего листа, ответить на вопросы);

б) Россия – думская монархия (задание 3Б рабочего листа, схема);

в) политические партии (задание 3В рабочего листа, обобщить, таблица);

г) государственные деятели России (задание 4 рабочего листа, выделить главное).

3. Столыпинская аграрная реформа: причины, цели, основные направления, итоги (задание 5 рабочего листа, текст с ошибками).

4. Внешняя политика России: основные направления, события, итоги (задание 6 рабочего листа, таблица).

Организационный момент. Целеполагание.

Наше занятие очень важное. На уроке вы должны создать свой образ Российской империи с опорой на исторические факты, так как для России характерно маятниковое мышление; в советскую эпоху история николаевской России трактовалась крайне отрицательно, в современную эпоху все наоборот – крайне положительно. Нельзя так лихо переписывать историю, нужно извлекать уроки.

1. Россия – страна второго эшелона модернизации.

Прежде всего, нам необходимо убедиться в том, что мы с вами говорим на одном языке. Великий французский философ Рене Декарт любил повторять: “Разберитесь в терминах, и половина человеческих споров будет решена”. Выполним задание 1-го рабочего листа.

Задание 1 рабочего листа.

Дайте определение понятиям:

На рубеже веков Россия, как и другие ведущие страны мира, переживает эпоху модернизации. Определим характер развития России, какие задачи стояли перед страной в начале XX века. В этих целях сравним развитие стран первого и второго эшелонов модернизации, выполним задание 2-го рабочего листа.

Задание 2 рабочего листа.

Сравните развитие стран первого и второго эшелона модернизации:

Линии сравнения Первый эшелон Второй эшелон
1. Страны Англия, Франция, США Россия, Германия, Япония
2. Роль государства в экономике Политика невмешательства Политика государственного вмешательства
3. Взаимоотношение государства и общества Государство – институт, обслуживающий потребности общества Государство стоит над обществом
4. Характер развития Постепенный, путь реформ Догоняющий, путь революций
5. Цель развития Построить индустриальное общество

Вывод:

Страны первого и второго эшелонов модернизации строят индустриальное общество, но в странах второго эшелона огромную роль в развитии играет государство и характер развития - догоняющий.

Какие задачи развития стояли перед Россией в начале XX века?

1. Построить индустриальное общество.

2. Догнать в своем развитии страны первого эшелона модернизации.

2. Политическое развитие России.

Россия – страна второго эшелона модернизации, поэтому ее путь развития – это путь революции. Охарактеризуем первую российскую революцию, выполним задание 3А рабочего листа.

Задание 3 А) Выполните задание:

1. Назовите задачи, характер, итоги 1-й российской революции.

2. Почему 2-я буржуазно-демократическая революция была возможна?

1. Задачи: ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, решить аграрный и национальный вопросы.

Характер: буржуазно-демократический, буржуазная по задачам, демократическая по составу участников.

Итоги:

1). Рабочие – сокращение продолжительности рабочего дня, повышение зарплаты, введение системы коллективных договоров;

2). Крестьяне – отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю; 3). Население – право избирать и быть избранным в ГД, право создавать массовые организации, получило ограниченные демократические права.

2. Задачи 1-й революции не были решены.

В результате Манифеста 17 октября 1905 года Россия перестала быть самодержавной монархией, но не стала конституционной. Попытаемся разобраться - почему? Выполним задание 3Б.

Задание 3 Б) Заполните схему “Управление в России (1906 - 1917гг)”:

1. Почему Россию нельзя назвать парламентской монархией?

2. *Сколько Дум работало в Российской империи? Какой император распустил?

3.*Почему издание нового избирательного закона от 3 июня 1907 года – акт государственного переворота? Почему закон назвали “бесстыжим”?

1. В конституционной монархии правительство несет ответственность перед парламентом, парламент обладал правом законодательной инициативы.

2. *Четыре: первую и вторую.

3. *Император не мог без согласия Думы внести изменения в закон; закон перераспределил голоса в пользу помещиков и крупной буржуазии (1=4=65=260=543).

В думской монархии впервые в истории России создаются политические партии. Их было очень много, но все они представляли 3 направления. Охарактеризуем политические партии, выполним задание 3В.

Задание 3 В) Что объединяет ряд?

1). “Союз русского народа”, “Союз Михаила Архангела” (монархические партии ).

3). РСДРП, эсеры, анархисты (социалистические партии ).

Приведите в соответствие таблицу “Программа политических партий”.

Название Национальный вопрос Аграрный вопрос
1. “Союз русского народа” А) Неделимость России, автономия Финляндии 1. Неприкосновенность земельной собственности
2. “Союз 17 Октября” Б) Право наций на самоопределение, федеративное устройство государства 2. Конфискация частновладельческой земли, национализация земли
3. Кадеты В) Право безусловного самоопределения всех наций 3.Проведение переселенческой политики
4. РСДРП (большевики) Г) Единая и неделимая Россия, Россия для русских 4.Социализация земли, раздел земли по трудовой и потребительской норме
5. РСДРП (меньшевики) 5. Муниципализация земли – передача земли в собственность местных органов власти при сохранении крестьянской собственности на землю
6. Эсеры Д) Право наций на культурное самоопределение 6. Частичное отчуждение частновладельческих земель по “справедливой цене”

Ответ: …….. 1Г1; 2А3; 3Д6; 4В2; 5В5; 6Б4.

Государственные деятели России.

Знаменитые люди делятся на две категории: одних человечество не хочет забыть, других не может. Выполните задание 4-го рабочего листа и назовите государственных деятелей Российской империи, оставивших заметный след в российской истории.

Задание 4 рабочего листа. Исторический портрет.

1) О каком российском императоре писал поэт К.Д. Бальмонт:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму темно?(Николай II).

2) Обер-прокурор Святейшего Синода, преподавал гражданское право Александру III и Николаю II, на последнего имел большое влияние. В обществе ходила по рукам сатирическая “Телеграмма Николая II к Вильгельму II”: “Секретно сообщаю Вам, где нужно думать, там я пан. И все решают пополам, …………… и maman” (К.П. Победоносцев).

3) Он был в родстве с поэтом М.Ю Лермонтовым и канцлером А.М. Горчаковым; с его именем связана крупнейшая реформа в годы правления Николая II. Своим оппонентам он однажды твердо ответил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия” (П.А.Столыпин).

4) Министр внутренних дел России (1902 - 1904г.г.), за свою жизнь сумел переменить три религии – лютеранин, католик, православный. Ему принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война” (В.К.Плеве).

5) Министр внутренних дел в 1-м российском кабинете С.Ю. Витте. Он предсказал первую мировую войну и ее пагубные для России последствия, за что получил прозвище “российского Нострадамуса” (П.Н.Дурново).

6) Министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, Первый премьер-министр Российской империи, граф “Полусахалинский”, автор денежной реформы – золотого империала (С.Ю.Витте).

7) Стоял у истоков партии “Союз 17 Октября”, председатель 3-й Государственной Думы. Был отчаянным дуэлянтом, за вызов на дуэль инженера Китайской ж/д был уволен со службы С.Ю. Витте, за что последний получил от него пощечину (А.И.Гучков).

8) Был одним из лидеров партии социалистов-революционеров, министром земледелия во Временном правительстве второго состава. Недолгое время издавал журнал совместно с М. Горьким (В.М.Чернов ).

9) Историк, лидер кадетской партии, умный и проницательный политик, в то же время по укрепившемуся за ним прозвищу – “бог бестактности”. Подлинный эрудит, обладал поразительной памятью, владел чуть ли не 20 языками (П.Н.Милюков).

Вывод: Какие важнейшие изменения произошли в политическом развитии Российской империи?

3. Столыпинская аграрная реформа.

В результате государственного переворота 3 июня в России сформировалось бонапартистское государство, во внутренней политике которого самое важное место отводится аграрной реформе. Охарактеризуем Столыпинскую аграрную реформу, выполним задание 5-го рабочего листа.

Задание 5 рабочего листа. Найдите ошибки в тексте “Столыпинская аграрная реформа” (8 ошибок).

Причины:

1) Аграрный кризис – аграрное перенаселение составило 3 млн. человек (23 млн. человек).

2) Широкий размах крестьянского движения в годы 1-й буржуазной революции (буржуазно-демократической).

Цели и итоги аграрной реформы:

Цели

И т о г и

Положительные Отрицательные
Социально-политические:

1. создать социальную опору самодержавия – крепких крестьян общинников(собственников )

10,3% всех крестьянских хозяйств - фермерские
Социально-экономические: Из общины выделилось 50 % (25%) крестьянских хозяйств, с/х верхушка давала 50 % рыночного хлеба
3. решить проблему малоземелья крестьян На крестьянский двор приходилось 2 - 4 десятины, при норме 6 (8 или 10,5) десятин
Экономические:

4. обеспечить подъем с/х и индустриализацию страны

Хлебный экспорт увеличился на 1/2 (1/3 )

Урожайность пшеницы повысилась: она составила 157 пудов с десятины (55, 157 – в Германии).

Основные направления:

1. Сокращение (разрушение ) общины и насаждение частной собственности на землю (хутора и отруба).

2. Переселение крестьян в Прибалтику (в Сибирь ).

3. Создание крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства.

Вывод: Какая цель Столыпинской аграрной реформы была достигнута?

В.О.: Была достигнута экономическая цель за счет увеличения площади обрабатываемых земель, а не роста урожайности.

4. Внешняя политика России .

П.А. Столыпин говорил: “ Дайте мне 20 лет и я преобразую Россию”. История не дала времени ни лично ему (он убит в 1911 году), ни России (в 1914 году вступает в войну).

Охарактеризуем внешнюю политику Российской империи, выполним задание 6-го рабочего листа.

Задание 6 рабочего листа. Заполните таблицу “Внешняя политика Российской империи”:

Вопросы Дальневосточное направление Европейское направление
1. Цели России 1. Усилить позиции на Дальнем Востоке

2. Выйти к незамерзающим морям Тихого океана

1. установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы
2. События 1904 - 1905 – русско-японская война 1914-1918 – первая мировая война
3. Характер войны Империалистический: Война за передел мира
4. Участники Россия и Япония Антанта и Тройственный союз (четвертной союз)
5. Ход (крупнейшие операции) Крупнейшее сухопутное сражение - Мукденское

Крупнейшее морское сражение - Цусимское

Восточно-Прусская операция

Варшавско-Ивангородская операция

Горлицкий прорыв,

Брусиловский прорыв

6. Итоги Портсмутский мир:

1. Япония получила Южный Сахалин и аренду Порт-Артура,

2. Корея – сфера интересов Японии

Брестский мир:

1. Уступили территорию в 1 млн. км?;

2. признали независимость Финляндии и Украины;

3. Демобилизовали армию

7. Причины поражения России 1. Японии помогли США, Англия;

2. военно-техническое превосходство Японии;

3. ошибки русского командования;

4. невозможность быстрой переброски войск и рассредоточенность русской армии

Вывод : Смогла ли реализовать свои цели Россия? Что приблизила русско-японская война и первая мировая война?

1. Не реализованы.

2. Войны ускорили складывание революционной ситуации и приблизили начало революций.

Закрепление материала.

Задание 7 рабочего листа. Выполните тест.

Раиса Адамовна _______________ в 1903 году написала стихотворение, которое стало детским новогодним гимном. Музыку в 1905 году написал Леонид Карлович Бекман, агроном по специальности и большой любитель музыки. Песенка имела большой успех и получила одобрение С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова. У нас Рождение Христа связано с елью, но христианство зародилось в теплых странах. Какое дерево на самом деле – символ Христа? (пальма).

1. На рубеже веков Россия стремилась:

Л – построить постиндустриальное общество;

К – догнать в своем развитии страны 1-го эшелона.

2 . (Первая российская революция должна) Главный вопрос 1-й российской революции:

У – аграрный;

Е – вопрос о власти.

3. Что объединяет современную Россию и Российскую империю Николая II:

Д – Государственная Дума – нижняя палата парламента;

С – всеобщее избирательное право;

А – многопартийность.

4. Реализация программ партий какого направления фактически привела бы к быстрому развитию капитализма:

Ш – социалистических;

Б – либеральных.

5. В ходе Столыпинской аграрной реформы:

И – было ликвидировано помещичье землевладение;

Е – увеличивается сбор зерна за счет распашки новых земель.

6. В начале XX века Россия стремится к переделу мира на:

В – Дальнем Востоке и на Балканах;

Д – Дальнем Востоке и Северной Африке.

7. Русско-японская война и Первая мировая война буржуазно-демократическую революцию:

А – приблизили;

О - удержали.

Самоподготовка: подготовиться к контрольной работе

а) Италия, Япония, Германия;

б) Франция, Япония, Россия;

в) США, Германия, Япония.

9. Особая роль государства в странах второго эшелона модернизации определялась следующими принципами:

а) необходимостью резкой активизации колониальной политики, завоевания внешних рынков;

б) важностью привлечения иностранных капиталов для ускорения модернизации;

в) ограниченностью внутренних ресурсов модернизации, слабостью отечественного частного капитала.

10. Какие из нижеперечисленных фактов истории Японии являются проявлением специфики развития стран второго эшелона:

а) революция Мейдзи и последовавшие за ней формы;

б) на рубеже XIX – ХХ вв. японское правительство приступило к строительству промышленных предприятий, железных дорог, морских судов, телеграфных линий;

в) установление нормальных дипломатических отношений с западными державами на рубеже XIX – ХХ вв.;

г) появление концернов во многих отраслях промышленности в 80-е гг. XIX в.;

д) передача государственных концернов в частные руки на рубеже XIX – XX вв.;

е) введение конституции по прусскому образцу;

ж) японо – китайская война 1894-1895 гг.;

з) в 1899 г. Япония добилась отмены почти всех неравноправных договоров, навязанных ей европейскими державами и США в 50-х гг. XIX в.;

и) русско – японская война 1904-1905 гг.

11. Какие факты и явления в развитии Индии конца XIX – начала XX в. Являются проявлением специфики развития стран третьего эшелона:

а) зависимость развития национальной промышленности от иностранного капитала;

б) крупные крестьянские восстания;

в) бурный рост промышленности, в первую очередь за счет добывающих отраслей;

г) создание общенациональной партии индийской буржуазии;

д) борьба национальной буржуазии за предоставление самоуправления Индии;

е) основная часть индийской промышленности рубежа XIX – XX вв. находилась на мануфактурной стадии;

ж) к началу ХХ в. в Индии было построено около 30 тыс. км. Железных дорог;

з) в 1907-1908 гг. были приняты законы, запрещавшие митинги, демонстрации и газеты, «подстрекающие к мятежу»;

и) к 1911 г. в Индии появилось около 200 текстильных фабрик, принадлежащих национальному капиталу;

к) английские банки контролировали всю внешнюю торговлю страны;

л) крайне маленькая численность рабочего класса;

м) английскому капиталу в индии принадлежали чайные, кофейные и каучуковые плантации, джутовые, многие текстильные фабрики, железные дороги;

н) широкая популярность теории «ненасильственного сопротивления».

12. Какой вариант окончания следующей фразы вы бы выбрали: «Единственной страной Азии, которой удалось решить задачи модернизации и в начале ХХ века превратиться в страну с развитой промышленностью...»

а) был Китай;

б) была Япония;

в) была Турция.

13. Что из перечисленного не относилось к итогам колониального завоевания:

а) возникновение прослойки компрадорской буржуазии и чиновничества;

б) рост уровня;

в) разрушение традиционных укладов, создание центров производства и сети коммуникаций.

14. Соотнесите страну и мандат на управление территорией, полученный ею от Лиги Наций:

1) Великобритания и ее доминионы;

2) Франция;

4) Япония;

5) Бельгия;

6) Россия.

б) Палестина;

в) Трансиордания;

е) часть Того;

ж) Танганьика;

з) часть Камеруна;

и) Руанда-Урунди;

к) Юго-Западная Африка;

л) часть Новой Гвинеи;

м) Маршалловы острова;

н) часть Соломоновых островов;

о) Каролингские острова;

п) Марианские острова;

р) ничего.

15. Какие страны Азии в начале ХХ века стали ареной подъема революционного движения:

а) Япония, Корея, Филиппины;

б) Китай, Турция, Иран;

в) Индия, Афганистан, Индонезия.

16. Китай был провозглашен республикой в результате революции:

в) 1911-1912 гг

17. Назовите лидера революционного движения Турции в 1920-е гг., ее первого президента:

а) Реза – хан;

б) М.Кемаль;

в) М. Ганди.

18. Как звали лидера национально – освободительного движения, провозгласившего идею ненасилия, отказа от сотрудничества с колониальными властями, бойкота европейских товаров, проведения мирных манифестаций:

а) Мао Цзедун;

б) Реза - хан;

в) М. Ганди.

19. В какой из стран Азии подъем национального движения сопровождался затяжной гражданской войной, продолжавшейся десятилетия:

а) в Китае;

б) в Иране;

в) в Индии.

20. На стыке каких взаимосвязанных процессов возникла система милитаристических режимов накануне новейшего времени?

а) усиления политической роли армии;

б) растущая политическая регламентация и возвышение местных правителей;

в) возникновение могущественных военно-политических группировок;

г) разрушение монолитной государственной структуры;

д) возникновение политического вакуума в стране.

21. Какие факторы в социально-экономической и политической жизни Китая способствовали усилению политической роли армии:

22. Какие формы милитаризма исторически сложились в Китае в начале XX в?

а) централизаторский милитаризм;

б) региональный;

в) государственный;

23. В какой период происходит стремительная милитаризация общественно-политической жизни Китая на всех уровнях?

а) 1911-1913 гг.;

б) 1913 - 1916 гг.;

в) конец XIX - нач. XX вв.;

24. На какой период приходится усиление регионального милитаризма в Китае?

а) 1916- 1928г.;

б) 1925- 1928гг.;

в) 1924- 1925гг.

25. Основные этапы формирования милитаристической системы в Китае?

а) 1. сер.ХIХв.-1895гг.; б) 1. 1895 - 1903 гг.;

2. 1895 -1912 гг.; 2. 1903 - 1911 гг.;

3. 1912-1916 гг. 3. 1911 - 1915 гг.

26. Основные этапы эволюции милитаристической системы Китая?

27. Какой год стал переломным в развитии милитаристической системы?

а) 1922 - Вашингтонская конференция;

28. Что составляло главную материальную основу существования милитаризма?

а) взимание поземельного налога и других налогов с крестьянства;

б) налогообложение предпринимателей на подвластной территории;

в) доходы, получаемые от контроля над внутренней торговлей;

г) выпуск в обращение денежных знаков и облигаций внутреннего займа;

д) выращивание опиумного мака;

е) финансовая помощь стран Запада.

29. Кого из крупных милитаристов реакционеры называли «красным генералом»?

а) Фэн Юй Сян; г) Чэнь Цзюнмин; ж) Ван Цзин-вэйн;

б) Янь Синеань; д) Чжан Сюнь; з) Чан Кай-ши;

в) У Пей-фу; е) Юань Шихай; и) Ян Сэнь.

30. В какой период происходит становление гоминьдановского централизованного режима?

а) 1925 - 1926 гг;

б) 1926-сер 1928 г;

в) 1925- 1927 г.

31. Выделите основные структурообразующие элементы аграрного строя Китая в 20-40-е гг XX вв.:

а) государственная налоговая система;

б) рентовая ситема;

в) феодальный уклад;

г) капиталистический уклад;

д) ростовщический капитал;

32. Выделите область преобладания мелкокрестьянского землевладения в Китае в 20-40-е гг XX вв.:

а) Северный Китай;

б) Центральный Китай;

в) Южный Китай;

г) Маньчжурия.

33. Какая форма земельной собственности стала основной в Китае в перв пол. XX в.:

а) частные землевладения;

б) общественное землевладение;

в) аренда.

34. Определить критерии классификаций вид аренд в Китае в 20-40-е гг XX в.:

а) зерновая (гуцзу);

издольная (фэньцзу);

денежная (ценьцзу).

б) отработочные аренды;

натуральные аренды;

денежные аренды

35. Определить основные особенности земельной ренты в Китае в 20-40-е гг XX в.:

а) докапиталистическая рента;

б) поглощала значительную часть необходимого продукта;

в) сокращала натуральную форму;

36. Выделить характерные черты аграрных отношений в Китае:

а) сочетание помещьего эксплуатации с торгово-ростовщической;

б) преобладание товарного производства над натуральным;

в) слабое развитие капиталистических отношений в деревне.

37. Определить источники займов в китайской деревне:

а) помещики;

б) купцы и кулаки;

в) лавочники и ломбарды;

г) крестьяне;

д) средние слои.

38. Программу борьбы против японской агрессии разработали:

а) Сунь Ят Сен;

б) Чжоу Энь-Лай;

в) Чанхай - ши;

г) Ван Цзин вэй;

39. Кто разработал курс «ограниченное сопротивление и переговоры»?

а) Чан Кай ши;

б) Мао Цзе-дун;

в) Ван Цзин-вэй;

а) Чаи Кай-ши;

б) Мао Цзе-дун;

в) Ван Цзии-Вэй.

41. Какое из империалистических государств прибегло к политике поощрения «автонацистских движений» в отношении Китая?

а) Америка;

б) Англия;

в) Япония.

42. Какие политические блоки определяли политику Гоминьдана и отношении Японии в сер.30-х гг.?

б) Валену;

в) группа политических наук;

г) родственники Чаи-Кай ши.

43. С именем какого политического деятеля связан «китайский бонапартизм»?

а) Суп Чжэюан;

б) Чаи Кайши;

в) Чжоу Энь кай.

44. Когда официально был создан в Китае единый фронт двух партий в войне против Японии?

а) июль 1937 г.;

б) август 1937 г.;

в) сентябрь 1937 г.

45. Под влиянием каких европейских и американских доктрин сложилась программа социально-экономических преобразований Сунь Ятсена в нач.XX в.?

а) Д.Локк;

б) Г.Джорджа;

в) М.Тамидзо.

46. Какая революция необходима была первоначально, но мнению Сунь Ят Сена в Китае?

а) социалиешческая;

б) экономическая;

в) политическая;

г) националистическая.

47. Какой принцип необходимо было осуществить в Китае после синьхайской революции?

а)национализм;

б) народное благоденствие;

в) народовластие.

48. Какое политико-идеологическое течение возглавлял Сунь Ят Сен на последнем этапе эволюции его взглядов?

а) консервативное:

б) радикальное;

в) народническое.

49. В своих философских воззрениях Сунь Ятсен в оценке роли личности в истории отдавал дань:

а) идеализму;

б) утопизму;

в) индуизму.

50. Осуществление политических преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало решению принципов:

а) национализма;

б) народовластия;

в) народного благоденствия.

51. Осуществление социальных преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало реше- нию принципа:

а) национализма;

б) народовластия,

в) народного благоденствия.

ВАРИАНТ II

1. Укажите основополагающие документы положенными в основу государственного устройства режима Чан Кайши в 1928 г.:

а) Ультиматум западных держав

б) «программа политической опеки»

в) Устав Гоминьдана

г) «Органический закон об организации Национального правительства»

д) «Временная конституция Китайской Республики

2..Какое событие способствовало образованию КНР:

а) II Мировая война;

б) Гражданская война 1945-1949 гг.;

в) Совещание министров иностранных дел СССР, Великобритании, США.

3. Кто разработал курс «ограниченное сопротивление и переговоры».

а) Чан Кай ши;

б) Мао Цзе-дун;

в) Ван Цзин-вэй;

4. Установите соответствие дат и событий в Истории Индии:

3) США 1931 г. в) 2 кампания ГН

5) г) 3 конференция «круглого стола»

6) конец 1932-нач.1933 г. д) 22 конференция «круглого стола»

5. Экономическая политика М.Кемаля была выражена в принципе:

а) лаицизма

б) народность

в) этатизма

6. Основные этапы эволюции милитаристической системы Китая?

а) 1916 - 1920 гг.; б) сер; 1916 - сер.1920 г.

1920 - 1924 гг.; сер. 1920 - конец 1925 г.

1924 - 1928 гг. нач. 1926 - сер. 1928 г.

7.Лидером, сумевшим превратить ИНК в массовую партию стал:

а) Абдул Меджил

в) Абани Мукерджи

г) М.К.Ганди

д) Пративади Анарья

8. Режим Реза-шаха в проведении программы Реформ акцент делал на осуществлении:

а) административной реформы

б) аграрной реформы

в) культурном строительстве и быте

г) на создании единой централизованной армии

9. Осуществление социальных преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало решению принципа:

а) национализма;

б) народовластия,

в) народного благоденствия.

10. Какие обстоятельства способствовали упрочнению позиций евреев в промышленности Палестины в 30 е гг.:

а) привлечение к участию в колонизации Палестины капиталы европейских общин Западной Европы и США

б) неуклонный притон в Палестину частных капиталов переселявшихся в страны капиталистов

в) установление английского мандата

11. Какое политико-идеологическое течение возглавлял Сунь Ят Сен на последнем этапе эволюции его взглядов?

а) консервативное:

б) радикальное;

в) народническое.

12. Соотнесите даты и события:

5) начало наступления англий­ских войск у Эль-Аламейна д) 12-15 но­ября 1942 г.

13.Отметьте решения Вашингтонской конференции:

в) ограничение Германского военно-морского флота

г) отказ от раздела Китая на сферы влияния

д) передача Японии бывших германских колоний на территории Китая

е) взаимные гарантии США, Англии, Франции и Японии неприкосновенности их островных владений в бассейне Тихого океана.

14. СССР вступил в войну с Японией на следующих условиях:

а) установление в Китае коммунистического режима

б) установление коммунистического режима в Ко­рее

в) передача СССР Южного Сахалина

г) передача СССР Курильских островов

д) передача СССР крупных территорий в При­амурье

е) передача СССР ряда территорий на Японских островах для создания военно-морских баз

ж) передача СССР арендных прав на Порт-Артур как военно-морскую базу

з) обеспечение преимущественных интересов СССР в порту Дайрен

и) вступление СССР в войну с Японией сразу пос­ле капитуляции Германии

к) вступление СССР в войну с Японией через 1 -2

л) вступление СССР в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии

м) вступление СССР в войну с Японией одновре­менно с высадкой американского десанта на Японских островах

н) вступление СССР в войну с Японией сразу пос­ле применения американцами атомной бомбы

15.Выделите основные тенденции в методах формирования аграрного сектора колониальных стран Востока:

а) перевод традиционных общинно-крестьянских хозяйств на выращивание экспортных культур

б) создание мелкотоварного производства в экспортном секторе

в) создание на базе колониального развития земельной собственности и аренды земли крупного производства плантационного типа

г) создание прямого импортирования капитализма в восточные страны

д) интеграция плантационного хозяйства с местной экономикой.

16.Соотнесите даты и события:

4)восстание в Ираке г) 1919

7)Революция в Китае.

17. Расположите итоги социального развития востока в I половине XX в. в логической последовательности:

18.Какие факторы в социально-экономической и политической жизни Китая способствовали усилению политической роли армии;

а) политическая нестабильность;

б) общественные демографическо-династийные кризисы;

в) ослабление центральной власти;

г) неразвитость социально-экономических связей;

д) этнолингвистические и культурные различия между отдельными областями государства.

19. Полная независимость Афганистана была провозглашена:

в) май 1919 г.

20. Перл Харбор – это:

а) английская военно-морская крепость, оказавшая упорное сопротивление японским войскам

б) столица созданного Японией в Китае марионеточного, государства Маньчжоу Го

в) английская военно-морская база на Малайском полуострове

г) бухта, где состоялось морское сражение, став­шее переломным моментом в войне на Тихом оке­ане

д) американская военно-морская база на Филип­пинах, ставшая первым объектом японской агрес­сии на Тихом океане

е) американская военно-морская база на Гавайях, ставшая первым объектом японской агрессии на Тихом океане

21. С именем какого политического деятеля связан «китайский бонапартизм»?

а) Суп Чжэюан;

б) Чаи Кайши;

в) Чжоу Энь кай.

22.Отметьте союз каких сил составил основу японской разновидности фашизма:

а) союз «молодого офицерства» и националистических организаций

б) союз «молодого офицерства» и «новых» концернов

в) союз гангстерско-террористич.обществ и финансовой олигархии

а) абсолютная монархия;

б) конституционная монархия;

в) парламентская республика;

24. Определите последовательность событий в истории Индии:

а) развитие партийно-политической структуры

б) развитие государственно-политической структуры

в) становление основ индийской государственности

г) обострение независимости

25 Движение неприсоединения – это:

а) движение некоторых стран Западной Европы против вхождения в единое европейское пространство

б) послевоенное движение в социалистических партиях мира против присоединения к Социалистическому интернационалу

в) движение рабочих развитых стран за неприсоединение профсоюзов к политическим партиям

г) движение ряда стран мира за неприсоединение к существующим военно-политическим блокам

д) послевоенное вооруженное движение в странах Прибалтики и на Западной Украине против их присоединения к СССР

26. Отметьте, в чем проявилось «новое политическое мышление в отношении стран афро-азиатского региона в 1985-1991 гг.

а) в выводе советских войск из Афганистана

б) в выводе американских войск из Вьетнама

в) в нормализации отношений СССР с Китаем

г) в разрешении арабо-израильского конфликта

д) в совместном осуждении со стороны СССР и США Иракской агрессии в Кувейте

27. Отметьте, что не является основным направлением социального развития на востоке

а) зарождение новых социальных слоев

б) изменение качества социальной структуры

в) ускоренная урбанизация

г) рост наёмного труда

28. Что такое «процветание Дзимму»?:

а) экономический подъем в Японии 1954-1956 гг.

б) национализация в 50-е гг

в) заимствование иностранных научно-технических достижений

29. Революцию 1952 года в Египте осуществила организация:

а) Мусульманская лига

б) Свободные офицеры

в) Молодые офицеры

30. Отметьте причины японского «экономического чуда»:

а) ликвидация помещичьего землевладения, феодальных пережитков, передача земли крестьянам, произведенные американскими оккупационными властями

б) разукрупнение и ликвидация японских корпораций, произведенные американскими оккупационными властями

в) высокая степень монополизации японской промышленности

г) почти полное отсутствие военных расходов

д) ставка на внутренние технологические и научные резервы

е) синтез европейского опыта и знаний с традиционно цивилизационным наследием

ж) самые высокие темпы экономического роста среди развитых капиталистических стран

з) отказ США от взимания репараций

и) подписание мирного договора с США

к) превращение Японии в демократическое государство

л) военные заказы, связанные с Корейской войной

м) низкая цена рабочей силы в Японии при высоком уровне квалификации этой рабочей силы

н) традиционная система найма рабочей силы

о) ориентация на США во внешней политике

31. «Идеология Чучхэ» была разработана Ким Ир Сеном:

а) на рубеже 50-60-х годов

б) 1953-1956 гг.

в) на рубеже 40-х-50х годов.

32. Соотнесите события и даты:

а) «Год африки»

в) освобождение Анголы

д) смерть Мао Цзедуна;

34. Соотнесите этапы и регионы процесса освобождения стран Азии и Африки от колониальной зависимости во II пол. XX в.

1. Страны Юго-Западной Азии и Северной Африки а) 80-е гг.

2. Страны Южной Африки б) втор.пол. 40-х гг.

3. Страны Юго-восточной и Южной Азии в) 60-70-е гг.

4. 4. Страны Центральной (Тропической) Африки г) 50-е гг.

35. Определите год принятия решения о проведении в стране экономической реформы

б) дек.1978 г.

в) лето 1979 г.

36. Отметьте результаты «шестидневной войны» 1967 г.:

д) формирование Египтом Суэтского канала

ж) установление демаркационной линии, делящей Палестину на еропейскую и арабскую части

и) разрыв дипломатических отношений между Израилем и СССР

37. Расположите причины арабо-израильского конфликта второй пол. XX в. в логической последовательности:

а) претензии и арабов и евреев (на основе так называемого «исторического права») на большую территорию бывшей Палестины, чем та, что была отведена им решением ООН

б) обострение противоречий между арабским и еврейским населением Палестины после решения Генеральной Ассамблеи ООН (1947 г.) о создании на ее территории двух независимых государств

в) действия экстремистских сил с обеих сторон, осуществлявших националистическую и религиозную пропаганду и подталкивавших к прямому конфликту.

38. Установите соответствие

1) «Интифада» а) вооруженное восстание арабов на оккупированных Израилем территориях

2) Суэцкий канал б) агрессия Англии, Франции, Израиля против Египта в ответ на

национализацию канала

39. Отметьте государства идеологии национального прагматизма:

в) Япония

г) Индонезия

д) Южная Корея

е) Пакистан

ж) Малайзия

и) Турция

40. Установите соответствие между датами провозглашения независимости и названия государств:

ВАРИАНТ III

1.Восполнить недостающее:

Во-первых, победа китайской революции 1945-1949 гг. и провозглашение 1 октября 1949 г. КНР имели огромное значение для всего Востока, потому что…

Во-вторых, она продемонстрировала Западу и особенно США, что терпение Востока не беспредельно, что крестьянство Востока способно не только восстать, но и победить.

В-третьих, победа революции в Китае показала гнилость и уязвимость традиционных режимов на Востоке, несоответствие новой обстановке и новым условиям методов управления и социальной организации.

2. На какой период приходится усиление регионального милитаризма в Китае?

а) 1916- 1928г.;

б) 1925- 1928гг.;

в) 1924- 1925гг.

3. Колонизации Палестины евреями способствовала:

а) миграция

б) политика Англии

в) декларация Бальфура

4.Осуществление политических преобразований, по мнению Сунь Ятсена, способствовало решению принципов:

а) национализма;

б) народовластия;

в) народного благоденствия.

5. Саадабадский пакт 1937 г. – это:

а) урегулирование пограничных конфликтов; Ирана с Турцией, Ираком, Афганистаном

б) установление военно-полицейской диктатуры в Иране

в) урегулирование конфликта Ирана с англо-иранской компанией

а) Хабибулла-хан

б) Бачай и Сакао

в) Надир-хан

7. Определите основные формы проявления борьбы на втором этапе общеиндийской кампании гражданского несотрудничества:

а) уклонение от уплаты государственных налогов

б) отказ от почетных должностей и званий

в) бойкот официальных приёмов

г) бойкот английских колледжей и школ

д) бойкот иностранных товаров

е) бойкот выборов в законные органы

8. Под влиянием каких европейских и американских доктрин сложилась программа социально-экономических преобразований Сунь Ятсена в нач.XX в.

а) Д.Локк;

б) Г.Джорджа;

в) М.Тамидзо.

9.Соотнесите даты и события:

1)антиимпериалистическое восстание в Египте а) 1925-1927

2)антиимпериалистическое восстание в Ливии б) 1917-1932

3)восстание в Сирии в) 1921-1926

4)восстание в Ираке г) 1919

5)восстание в Марокко д) 1919-1923

6)национально-освободительная война в Турции е) 1920

7)Революция в Китае.

10.В какие из названных ниже периодов в Японии верховная власть в стране находилась в руках США:

а) 1945-1952 гг.;

б) 1947-1951 гг.;

в) 1946-1953 гг.

11. В ходе НОД Турция была объявлена:

а) республикой

б) монархией

в) султанатом

12. Установите соответствие:

1)постепенно и поэтапное продвижение к

независимости Индии а) политическая задача

2)объединение всех социально-классовых б) политическая цель

групп и партийно-политических сил под единым

тельной общественной организации – Конгресса

13. Отметьте командующих боевыми действиями в Северной Африке (не все фамилии являются верными):

1) со стороны Германии

2) со стороны антигитлеровской коалиции

а) X. Гудериан

б) Э. Манштейн

в) Б. Монтгомери

г) Э. Роммель

д) К. Рундштедт

е) Д.Эйзенхауэр

14. Отметьте процессы, сопровождающие учреждение института частной собственности на землю в странах Востока в I пол. XX в.

а) сокращение численности крестьян собственников

б) распространение разных видов аренды

в) активное вмешательство государства

15. Борьба между сторонниками КПК и Гоминьдана в 1928-1935 гг. это:

а) военные экспедиции Гоминьдана против советских районов

б) гражданская война

в) борьба против «лилисаневщины»

16.Отметьте решения Вашингтонской конференции:

а) ограничение морских вооружений

б) установление равенства военно-морских флотов США и Великобритании

в) отторжение Владивостока от Советской России

г) ограничение Германского военно-морского флота

д) отказ от раздела Китая на сферы влияния

е) передача Японии бывших германских колоний на территории Китая

ж) взаимные гарантии США, Англии, Франции и Японии неприкосновенности их островных владений в бассейне Тихого океана.

17. Какой принцип необходимо было осуществить в Китае после синьхайской революции?

а)национализм;

б) народное благоденствие;

в) народовластие.

18. Расположите итоги социального развития востока в I половине XX в. в логической последовательности:

1.Этому обновлению препятствовали как ограниченность масш­табов модернизации (см. пункт 2), так и традиционный груз соци­ального консерватизма в виде добуржуазных и даже дофеодальных отношений и социальных связей, нравов, обычаев, норм общежития, психологических штампов. Огромную роль играло господство этни­ческих, религиозных, кастовых, племенных и региональных барье­ров, определяемых ими взглядов, убеждений, догм и требований, / культурных традиций и духовного наследия.

2.Как объект колониальной эксплуатации Восток в большей мере был подвержен воздействию извне. Поэтому мировые войны и экономические кризисы, как и прочие потрясения планетарного или регионального масштаба, ощущались Востоком в социальном плане более глубоко и болезненно, имели далеко идущие последствия, во многом ускоряя процессы развития и содействуя более быстрому обновле­нию жизни общества.

3.Социальные процессы на Востоке первой половины XX в. носили противоречивый характер, но тем не менее способствовали мо­дернизации общества, внедрению в его жизнь более современных начал, норм и учреждений, формированию новых классов и слоев, связанных с индустриальной цивилизацией, новейшими достижени­ями науки и техники.

4. В этих условиях новые рождавшиеся классы национального пролетариата и предпринимательства, а также интеллигенция и слу­жащие не теряли полностью связей с традиционным обществом и оставались поэтому дробными, слабыми, сориентированными на разные группы и слои традиционного общества. Еще более это отно­сится к крестьянству, основная часть которого принадлежала тради­ционным укладам.

5. Практически все восточное общество в первой половине XX в. наряду с модернизацией ориентировалось на урбанизацию. К середине века центр тяжести всех социальных (да и прочих) процессов на Востоке постепенно переместился в города, что не могло не сказаться на позиции всех классов и слоев, но в первую очередь - сельских мигрантов.

6. Отмеченная модернизация вместе с тем захватила не все социальное пространство

Востока, распространившись всего на 10-20% населения. Это породило особую сложность, запутанность и много­плановость социальных связей на Востоке, дающего на всем протя­жении рассматриваемого полувека пример неповторимого сцепле­ния и переплетения межцивилизационных, межформационных, межукладных и межклассовых отношений, а также - рождаемых ими переходных категорий.

19. Восстановите хронологическую последовательность событий войны на Тихом океане в конце 1941 - первой половине 1942 г.:

а) объявление Германии и Италии войны США

б) объявление США войны Японии

в) сражение у острова Мидуэй

г) нападение Японии на Пёрл-Харбор

д) сражение в Коралловом море

е) падение Сингапура

20. Соотнесите даты и события, связанные с разгромом Японии:

а) Чаи Кай-ши;

б) Мао Цзе-дун;

в) Ван Цзии-Вэй.

22. Выделите основные требования «молодого офицерства» в Японии:

а) уничтожение финансовой алигархии

б) усиление власти императора

в) ликвидация парламента и партий

г) проведение экономических преобразований

д) ухода партийного правительства

ж) захвата Маньчжурии

23.Какие два фактора в социально-экономической и политической жизни Китая способствовали усилению политической роли армии;

а) политическая нестабильность;

б) общественные демографическо-династийные кризисы;

в) ослабление центральной власти;

г) неразвитость социально-экономических связей;

д) этнолингвистические и культурные различия между отдельными областями государства.

24. Расположите по степени значимости социальные процессы на Востоке:

а) рост наемного труда

б) Ускоренная урбанизация

в) изменение качества социальной структуры

25. Программа «четырех модернизаций» - это:

а) коренное реформирование политической системы

б) система экономических мероприятий направленных на внедрение региональной ситемы хозяйствования

в) стабилизация всей системы народного хозяйства

26. Установите соответствие:

1) Аятолла а) идейное течение в исламских странах, предусматривает соблюдение основополагающих норм ислама в современной жизни

2) Фундаментализм б) титул высшего духовного лица в Иране.

27. Духовным отцом «движения неприсоединения» был:

а) Хо Ши Мин

б) Дж.Неру

в) Иосип Брос-Тито

г) Сукарно

28. Отметьте результаты арабо-израильской войны 1973 г.:

а) захват Израилем сектора Газа

б) выход израильской армии на подступы к Каиру

в) оккупация Израилем Синайского полуострова

г) форсирование Израилем Суэтского канала

д) форсирование Египтом Суэцкого канала

е) оккупация Израилем западного берега реки Иордан и Голанских высот

ж) установление демаркационной линии, делящей Палестину на еврейскую и арабскую части

з) возвращение конфликтующих сторон на довоенные позиции по особому соглашению

и) разрыв дипломатических отношений между Израилем и СССР.

29. Основой внешнеполитического курса правительства Японии во второй половине XX в. оставался:

а) военно-политический союз с США;

б) военно-политический союз со странами АЗ-ПАК;

в) военно-политический союз с наиболее развитыми капиталистическими странами;

30. Причины быстрого развития Японии:

а)послевоенная структурная перестройка промышленно­сти, ориентация на новые перспективные отрасли;

б)использование достижений НТР, новейших мировых изобретений, технологий;

в)ориентация производства на экспорт;

г)рациональная организация производства и управления, высокая интенсивность трудовой деятельности;

д)американские кредиты;

е)отсутствие значительных военных.расходов в течение нескольких десятилетий и др.

ж) высокая степень монополизации японской промышленности

з) подписание мирного договора с США

и) ставка на внутренние технологические и научные резервы

к) самые высокие темпы экономического роста

31. Наиболее тяжелым ударом для Г.А.Насера и для всего арабского мира стало:

а) поражение в июньской войне 1967 г.

б) смена лидеров Ирана и Алжира

в) отход Сирии от политики Египта

32. В сер.80-х гг.XX в. на пост премьер-министра был избран:

а) Монмохана Сингха

б) Васанта Сатхе

в) Раджив Ганди

33.Укажите последовательность событий в истории Китая:

а) создание «народных коммун»;

б) пребывание у власти «группы четырех»;

в) события на площади Тяньаньмэнь;

г) великая «культурная революция»;

д) смерть Мао Цзедуна;

е) начало экономических и социальных реформ в Китае в конце 70-х гг.

34. Соотнесите даты и страны, в которых произошли ключевые события процесса освобождения стран Азии и Африки во второй половине XX в.

1) Освобождение Зимбабве, Намибии а) сер. 70-х гг.

2) «Год Африки» (17 государств) б) 1947

3) Провозглашение Китайской Народной Республики в) 1950

4) Освобождение Индии (доминион, республика) г) 1949

5) Освобождение португальских колоний (крушение д) 80-е гг.

последней Колониальной империи) е) 1960 г.

35. Звание «чемпиона арабского национализма» получил:

а) ген. Абд ас-Салям Ареф

б) ген. Гамаль Абдель Насер

в) ген. Абд-аль Керим Касем

36. Соотнесите хронологический период с явлениями и событиями международной жизни:

1) 1960-1968 гг. а) вывод советских войск из Афганистана

2) 1969-1979 гг. б) первая арабо-израильская война

3) 1945-нач.1953 гг. в) индо-пакистанский конфликт из-за образ-я гос-ва Бангладеш

4) 1953-1959 гг. г) вмешательство США во вьетнамский конфликт

37. Установите соответствие национальных идеологий с их сутью:

1) панисламизм а) «азиатизация Азии», призвана сплотить азиатские страны в борьбе за новый экономический передел мира между центрами сил

2) панарабизм б) концепция культурного национализма

3) пантюркизм в) идеология борьбы арабов за независимость

4) паназиатизм г) идеология движений социального протеста

38.Какая из нижеприведенных стран стала первой в послевоенной мировой практике разделенной страной.

а) Вьетнам;

39. Соотнесите события и даты:

а) «год Африки»

б) первые нерасовые выборы в ЮАР

в) освобождение Анголы

г) создание Организации Африканского Единства

д) Апрельская революция в Афганистане

40. Установите соответствие между датами провозглашения независимости и названиями государств:

Инструкция по оценке заданий тест-билетов

Поскольку задания тест-билетов носят комбинированный характер, система оценки качества выполнения предлагаемых заданий представлена следующим образом: для тестовых заданий закрытой формы критерием правильного ответа служит один из предложенных вариантов ответов (см. ключи к тест-билетам), для тестовых заданий открытой формы критерием правильного ответа является максимально точная формулировка ответа (см. ключи к тест-билетам).

ВАРИАНТ I.

1 – 1) а,б,в,г,з,и,к,м,н,о,у,х;

2) д,е,ж,л,п,р,с,т,ф;

2 – 1) г,к,н,п,х,ч;

3) ж,л,у,ц;

4) а,б,д,м,р,с,т;

3 – а,б,в,г,д,е,з(и),к,л,м,о,п,с,у;

4 – а,г,е,и,л,н,о,п,р,с,ф,х;

5 – а,б,в,ж,з,к,л,м,н,о,п,т,ф,ц,ч,ш,ы,э,ю;

6 – а,б,в,г,д,е,ж,и(к)м;

7 – 1) а,в,е,ж,к,л,п,с;

2) б,г,ж,з,е,н,п,ф;

3) б,д,з,м,н,с,т,у,ф;

14 – 1) а,б,в,е,ж,з,к,л,н;

2) г,д,е,з;

21 – а,б,в;

31 – а,б,г;

34 – а) внешний признак, б) экономическая сущность;

37 – а,б,в;

ВАРИАНТ II

4 – 1-в,2-а,3-б,4-д,5-г,6-е;

12 – 1-д,2-г,3-а,4-б,5-в;

13 – а,б,д;

14 – в,г,ж,з,л;

15 – а,б,в;

16 – 1-г,2-б,3-а,4-е,5-в,6-д,7-а;

17 – 1-3,2-6,3-2,4-1,5-4,6-5;

24 – 1-г,2-в,3-а,4-б;

26 – а,в,д;

30 – а,б,г,з,к,л,м,н,(о);

32 – а-3,б-4,в-1,г-5,д-2;

33 – а,г,д,б,е,в;

34 – 1-г,2-а,3-б,4-в;

36 – в,е,з,и;

37 – а-2,б-1,в-3;

38 – 1-а,2-б;

39 – а,в,г,д,ж;

40 – 1-а,2-г,3-в,4-б.

ВАРИАНТ III

1 - Во-первых – она привела к победе коммунистов к власти в самой большой по населению стране мира, что умножило силы мирового капитализма;

9 – 1-г,2-б,3-а,4-е,5-в,6-д,7-а;

12 – 1-б,2-а;

13 –1-г, 2) в,е;

16 – а,б,в,е,ж,з,к,л,н;

18 – 1-3,2-6,3-2,4-1,5-4,6-5;

19 – г,б,а,е,д,в;

20 – 1-б,2-г,3-в,4-а;

22 – б,в,ж;

24 – а-3,б-1,в-2;

26 – 1-б,2-а;

28 – б,г,д;

30 – а,б,в,г,д,е;

33 – а,г,д,б,е,в;

34 – 1-д,2-е,3-г,4-б,в; 5-а;

36 – 1-г,2-в,3-б,4-а;

37 – 1-г,2-в,3-б,4-а;

39 – а-3,б-4,в-1,г-5,д-2;

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  3. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  4. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  7. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Россия принадлежала к странам "второго эшелона" модернизации. Наряду с Россией к ним относятся Балканские государства, Япония, Турция и др. Отдельно стоят Италия и Германия, которые вступили на путь модернизации как страны "второго эшелона", но быстро "догнали" передовые страны.

Для развития капитализма в России как в стране "второго эшелона" было характерно следующее.

Во-первых, капитализм развивался в сжатые сроки (так, в Англии, Франции – примерно 100 лет, а в России с 1861 по 1900 годы).

Во-вторых, большая роль принадлежала государству. Власть была заинтересована в ускоренной модернизации, т.к. промедление грозило отставанием от стран "первого эшелона".

В-третьих, немаловажное значение имел иностранный капитал. Формы его проникновения: предпринимательская и ссудная.

В-четвёртых для России характерна иная последовательность в развитии капитализма. В странах "первого эшелона" сначала происходит аграрный переворот, который приводит к ликвидации феодальной собственности на землю, затем – промышленный переворот, за которым следует железнодорожное строительство и становление банковской системы. В России железнодорожное строительство начинается до завершения промышленного переворота, складывание банковской системы происходит после завершения промышленного переворота, аграрный переворот до 1917 года полностью так и не был завершён.

Стоит отметить, что развитие железнодорожного транспорта – условие и показатель развития капиталистических отношений, мощный стимул к развитию капитализма (сам по себе железнодорожный транспорт – ёмкий рынок сбыта для всех областей промышленности, соединение производства и рынков сбыта).

В 60 – 70-е годы XIX века основные направления строящихся железных дорог в России определялись нуждами сельскохозяйственного рынка (из черноземного центра – к столицам, к портам), в 70 – 90-е годы – нуждами промышленности (Донбасс, железная дорога на Урале). В 1890-х годах начинается строительство Транссиба (КВЖД). К началу XX века Россия занимала второе место по количеству железных дорог (первое место – США); были в основном одноколейные железные дороги с разъездами на остановках (низкая пропускная способность).

Кроме того, на Западе сперва начинается подъём лёгкой промышленности, затем – тяжёлой. В странах "второго эшелона" транспорт и тяжёлая промышленность далеко обгоняют лёгкую промышленность.